90-е годы были непростыми для народа, но, несмотря на трудности, праздники и дни рождения никто не отменял. Отмечали их весело, в кругу родных и близких людей.
У моих родственников свадьба пришлась на эти годы. Отмечать им её было проще, чем остальным. Родители работали в торговле, в продуктовых магазинах. В ЗАГСе при регистрации брака они получили пригласительный талон в салон для новобрачных, где можно было приобрести вещи для свадьбы: платье, фату, туфли, костюм жениха, ботинки и др. Мне тогда было 8 лет, но я немного помню тот магазин. Там было очень много белых платьев, я с таким интересом их разглядывала. А вот в отделе с большим количеством мужских костюмов мне было скучно, они мне казались какими-то одинаковыми. Ещё там продавали аксессуары для свадьбы, кольца.
Готовились к свадьбе заранее. Из подруг невесты выбирали свидетельницу, а из друзей жениха – свидетеля. Но в отличие от свадьбы 80-х на плечи свидетелей возлагалось не так много «работы». Можно было нанять тамаду, и уже он нёс ответственность за развлечение гостей.
Был такой смешной случай на свадьбе. После выкупа невесты, меня планировали оставить до застолья с бабушками. Пока соседки натягивали молодым верёвку у подъезда, я, долго не раздумывая, уселась в одну из свадебных машин. Потом ко мне подсели подружки невесты, и мы поехали в ЗАГС. Каково же было удивление у моей мамы, когда она меня увидела у порога ЗАГСа! Пришлось им взять меня с собой.
Отмечали свадьбу в местной столовой, там было просторно, ведь гостей было очень много. Родственники приезжали из разных городов. Для развлечения гостей был приглашён тамада с баяном. Он проводил весёлые конкурсы, чтобы никто не заскучал. Хорошо помню, как много звучало тостов на свадьбе. Свидетель со свидетельницей подходили к каждому гостю с подносом, на котором в бокалах и рюмках были разлиты напитки на вкус гостя. Приглашённый брал бокал, говорил тост, дарил подарок и после этого обязательно звучало: «Горько!»
Часто свадьба не обходилась без драки. Мама рассказала, как её подруга Даша подралась с одной дамой за своего мужа Романа. Дело было так. На свадьбе Даша с Ромой веселились, как и все приглашённые. Медленные танцы они танцевали не вместе: Даша со своим знакомым, а Рому приглашала дама из другого города, бывшая одноклассница невесты.
Сначала Даша не заметила ничего настораживающего, а потом увидела, что эта дама после танца подсела к Роме, положив голову ему на плечо. Девушка вела себя раскованно, прижималась к изрядно выпившему Роме, гладила его по волосам, а после повела его к выходу. Даша окликнула мужа, усадила его за стол, где тот заснул, опустив голову на стол. Даша вышла на улицу, увидела ту женщину и сказала ей: «Ты знаешь, что Рома не свободен? Он мой!» На что дама ответила: «Да мне плевать! Захочу, и моим будет!» Тогда Даша сильно ударила её по щеке, та дала ей сдачу. Завязалась драка, разбили стекло. Гости разнимали девушек, просили успокоиться. Разлучница ушла со свадьбы раньше Ромы и Даши, у неё было порвано платье и расцарапано лицо. Вот такие лихие 90-е.
После свадьбы родственники оставались ночевать у родителей молодожёнов. Спали на матрасе, который расстилали на полу. Пять или шесть человек располагались на нескольких матрасах и под разговоры засыпали. Я спала между мамой и тётей. Мне так было интересно спать на полу на матрасе, в ногах у нас спал хозяйский пудель, а потом пришёл и их кот. Так забавно было. Засыпала под монотонный разговор мамы с тётей.
На следующий день отмечали второй день свадьбы. Друзья невесты одевались ряжеными, приклеивали себе усы, надевали большой нос на резиночке, шапку-ушанку, очки. Кто-то одевался доктором в белый халат. Доктор лечил опьяневших накануне гостей, предлагая им напитки по вкусу. Была и заводная цыганочка, на которой было надето три пышных юбки. Компания ряженых шла к дому молодожёнов с целью их разбудить и привести к гостям. По дороге угощали прохожих.
Второй день свадьбы заканчивался ближе к вечеру, потому что на следующий день всем на работу.