Трудно представить, но еще каких- то триста лет назад в Европе не знали, из чего делается фарфор.
Родиной фарфора является Китай, в котором очень тщательно следили за изготовлением фарфоровых изделий, а особенно за соблюдением тайны рецептуры фарфора.
Редкость фарфоровых изделий была таковой, что изделия из фарфора ценились на вес золота и были доступны только королевским особам и очень богатым людям.
В начале 18 века в Саксонии ученым удалось открыть секрет фарфоровой массы.
Так был изобретен Европейский фарфор.
При императоре Петре Великом пытались организовать производство фарфора, но все попытки были тщетны.
Идею основать в России производство фарфора предприняла дочь Петра I - Елизавета Петровна.
Производство называлось – «Невская парцелиновая мануфактура».
Производство было основано в 1744 году.
Через 25 лет производство переименовали в «Императорский фарфоровый завод».
В советское время завод носил имя Ломоносова и именовался "Ломоносовский фарфоровый завод".
Но по справедливости производство должно было носить имя другого человека, это российский ученый, Дмитрий Иванович Виноградов.
Ломоносов работал в лабораториях парцелиновой мануфактуры, но занимался производством стекла и смальты.
Но разгадал секрет производства китайского фарфора именно Виноградов.
Дмитрий Иванович Виноградов, родился в Суздале в 1720 году.
В начале 1730-ых годов был отправлен отцом на учебу в московскую Славяно-греко-латинскую академию, там он познакомился с М. Ломоносовым.
После окончания академии Виноградов и Ломоносов были направлены в Германию к профессору Х. Вольфу и советнику И. Генкелю.
В Германии они изучали горное дело.
Вернувшись в Россию, Виноградов c блеском сдал экзамены в Берг-коллегии, получив чин Бурмейстера.
По распоряжению Елизаветы Петровны ему были поручены работы по производству фарфора.
Виноградов начал свои опыты по производству фарфора в 1746 году и продолжал эти работы в течении 12 лет.
Проводя различные опыты с фарфоровой массой, системой обжига и температурными режимами, ему удалось создать свой рецепт фарфора, русского фарфора.
За столь великое открытие, Виноградов не получил ни одной благодарности или награды.
Боясь, что Виноградов может выдать рецепт открытого им фарфора, чиновники распорядились никуда не отпускать его с завода, неотлучно держали Виноградова у работающей печи, лишали жалованья.
В результате такой тяжелой жизни в 38 лет создатель русского фарфора скончался, а его могила затерялась еще в 18 веке.
В 1838 году при Николае I создается музей Императорского фарфорового завода.
Императорский фарфор стал отражением эпохи и личных предпочтений российских императоров.
Например, во время правления Александра I были актуальны парадные дворцовые вазы и сервизы ансамбли.
При Николае I создавали крупные предметы:
люстры, напольные часы, фарфором инкрустировали мебель и двери.
При Александре III в моде был модерн и глазурная живопись.
Завод работал по заказам императорской семьи, поставлял во все дворцы царской династии парадные и повседневные сервисы.
При Николае II была создана уникальная фарфоровая коллекция народов населявших Российскую империю.
Создавалась эта коллекция с 1907 по 1915 год.
Инициатором создания данной коллекции выступил Николай II.
Все модели фарфоровых скульптур были созданы Павлом Павловичем Каменским, при создании этой коллекции он тесным образом сотрудничал с Антропологическим музеем и Этнографическим музеем.
Всего коллекция насчитывает 74 скульптуры.
В 1917 году Императорский фарфор становиться достоянием народа.
Появляется агитфарфор.
Он особенно популярен у коллекционеров.
За всю историю Императорского фарфорового завода появилось немало изысканных и ярких предметов интерьера, скульптур, сервисов.
Однако именно кобальтовая сетка стала узнаваемым брендом завода.
Существует одна из версий исследователей, что прототипом этой кобальтовой сетки послужил сервис императрицы Елизаветы Петровны.
На заводе имеется цех костяного фарфора.
Костяной фарфор известен с 18 века.
Первоначально был изобретен в Англии.
Костяным называется потому, что в рецептуру фарфоровой массы входит 47% фосфата кальция.
По сравнению с твердым фарфором он имеет очень тонкий черепок.
Машинным литьем изготавливаются чашки не очень сложной конфигурации.
Более сложные формы фарфора отливаются вручную.
Отлитый фарфор поступает на бисквитный обжиг при температуре 1250-1280 градусов.
После этого происходит операция глазирования фарфора.
Сегодня в каждой семье, в каждом доме есть фарфоровые изделия, трудно кого-либо удивить фарфоровой чашкой, вазой, статуэткой.