В социальной психологии выделяют три сферы, в которых
осуществляется становление, формирование личности: деятельность,
общение, самосознание.
В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения
человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление
в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о
себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на
протяжении егэ жизни под воздействием многочисленных социальных
влияний и включает 4 компонента (по В. С. Мерлину):
• сознание отличия себя от остального мира;Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать
себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие
воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях. Для того
чтобы самоактуализироваться, стать самим собой, лучшим из того, чем ты
способен стать, надо: осмелиться полностью погрузиться во что-либо без
остатка, забыв свои позы, преодолев желание защиты и свою
застенчивость, и переживать это нечто без самокритики; решаться делать
выбор, принимать решения и брать на себя ответственность,
прислушиваться к себе самому, дать возможность проявляться своей
индивидуальности; непрерывно развивать свои умственные способности,
реализовывать свои возможности полностью в каждый данный момент.• сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;
• сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;
• социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое
формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.
В современной науке существуют различные точки зрения на генезис
самосознания. Традиционным является понимание самосознания как
исходной генетически первичной формы человеческого сознания,
основывающейся на самоощущениях, самовосприятие человека, когда еще
в раннем детстве формируется у ребенка целостное представление о своем
физическом теле, о различении себя и всего остального мира. Исходя из
концепции «первичности» указывается, что способность к
самопереживанию оказывается особой универсальной стороной
самосознания, которая его порождает,
Существует и противоположная точка зрения (Л. Л. Рубинштейн)
согласно которой самосознание — высший вид сознания, возникший как
результат развития сознания. Не сознание рождается из самопознания, из
«Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности.
Третье направление психологической науки исходит из того, что
осознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались
одновременно, едино и взаимообусловленно. По мере объединения
«предметных» ощущений складывается представление человека о внешнем
мире, а в результате синтеза самоощущений — о самом себе. В онтогенезе
самосознания можно выделить два основных этапа: на первом этапе
формируется схема собственного тела и формируется «чувство Я».