Найти тему

Структура сознания.

1. Сознание как высшая ступень развития психики

Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного

отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей

окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего

мира, в результате чего достигается познание и преобразование

окружающей действительности.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в

предварительном мысленном построении действий и предвидении их

результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и

деятельности человека. В сознание человека включено определенное

отношение к окружающей среде, к другим людям: «Мое отношение к моей

среде есть мое сознание» (Маркс).

Рис. 4.1. Функции, свойства сознания

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений,

познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение

мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной

функцией мышления является выявление объективных отношений между

явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции — формирование

субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы

самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке

сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться

переживанием. «Осознание переживания — это всегда установление его

объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на

которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть

реализовано» (С. Л. Рубинштейн).

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В

филогенезе сознание человека развивалось, и становится возможным лишь

в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой

деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка,

речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.В онтогенезе сознание ребенка развивается сложным,

опосредствованным путем. Психику ребенка, младенца, вообще говоря,

нельзя рассматривать как изолированную, самостоятельную психику. С

самого начала существует устойчивая связь психики ребенка и психики

матери. В пре-натальный период и в постнатальный эту связь можно

назвать психической (чувственной) связью. Но ребенок является вначале

только пассивным элементом этой связи, воспринимающей субстанцией, а

мать, являясь носителем психики, оформленной сознанием, уже в

состоянии такой связи, по-видимому, передает в психику ребенка не просто

психофизическую, но и оформленную сознанием человеческую

информацию.