1. Сознание как высшая ступень развития психики
Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного
отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей
окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего
мира, в результате чего достигается познание и преобразование
окружающей действительности.
Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в
предварительном мысленном построении действий и предвидении их
результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и
деятельности человека. В сознание человека включено определенное
отношение к окружающей среде, к другим людям: «Мое отношение к моей
среде есть мое сознание» (Маркс).
Рис. 4.1. Функции, свойства сознания
Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений,
познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение
мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной
функцией мышления является выявление объективных отношений между
явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции — формирование
субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы
самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке
сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться
переживанием. «Осознание переживания — это всегда установление его
объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на
которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть
реализовано» (С. Л. Рубинштейн).
Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В
филогенезе сознание человека развивалось, и становится возможным лишь
в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой
деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка,
речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.В онтогенезе сознание ребенка развивается сложным,
опосредствованным путем. Психику ребенка, младенца, вообще говоря,
нельзя рассматривать как изолированную, самостоятельную психику. С
самого начала существует устойчивая связь психики ребенка и психики
матери. В пре-натальный период и в постнатальный эту связь можно
назвать психической (чувственной) связью. Но ребенок является вначале
только пассивным элементом этой связи, воспринимающей субстанцией, а
мать, являясь носителем психики, оформленной сознанием, уже в
состоянии такой связи, по-видимому, передает в психику ребенка не просто
психофизическую, но и оформленную сознанием человеческую
информацию.