Найти тему

Коррреляция между креативностью и индивидуальными характеристиками.

Исследования Д. Б. Богоявленской показывают ряд зависимостей

уровня интеллектуальной активности от других индивидуальных

характеристик:

• Корреляция с уровнем ЭЭГ. Результаты исследования в этой области

далеки от значимости, однако на уровне тенденций можно сказать, что

Альфа-активность большей амплитуды и меньшей частоты соответствует

большей интеллектуальной активности. Также большей интеллектуальной

активности соответствует меньший эффект навязывания на низкие частоты.

• Важным фактором является тревожность. Например, существуют

эксперименты, показывающие, что тревожность способствует

формированию дальней мотивации. Однако в данном случае корреляции с

тревожностью и невротизмом обнаружено не было.

• Интеллектуальная активность не связана с нарушением тормозного

процесса, что опровергает представление интеллектуальной активности как

незатухающего ориентировочного рефлекса.

• Не было обнаружено корреляции с индикаторами лабильности и

подвижности нервных процессов.

Таким образом, феномен интеллектуальной активности

детерминирован не на уровне индивидуума, а на уровне личности.

В зарубежных исследованиях были получены данные об отсутствии

влияния наследственных факторов на интеллектуальную активность,однако следует учесть, что при этом применялась и несколько другая

методика определения Сг.

Исследования Д. Б. Богоявленской выявили:

• незначительность корреляции отец — дети;

• тенденцию к сходству мать — дети;

• сильную корреляцию у близнецов.

Таким образом, корреляция между уровнем интеллектуальной

активности родителей и детей мала, зато довольно высока корреляция у

супругов. Это позволяет сделать вы вод, что доля средовых влияний

значительно выше генетических.

Исследования школьников показали, что с возрастом интеллектуальная

активность имеет тенденцию к снижению. Наибольшие спады

наблюдаются после 4 и 8 классов. Это соотносится с исследованиями

Торренса, которые также показали снижение интеллектуальной активности

у американских школьников после 4 класса, хотя надо учитывать, что по

возрасту это соответствует нашему 5 классу. Трудно сказать, виновата ли в

этом система образования, хотя безусловно необходимо большее внимание

уделять развитию дивергентного мышления у школьников, а также общей

культуре мышления, в частности логике.КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое интеллект?

2. В чем различие понятий «обучаемость»,

«креативность», «тестовый интеллект»?

3. Какую трактовку креативности предложил Дж. Гилфорд?

4. Как различаются кристаллический и потенциальный интеллект по

Дж. Кэттелу?

5. Какие функции выполняет речь?

6. Какие формы и виды речи применимы в вашей повседневной жизни?

7. Чем различаются подходы к трактовке связи между интеллектом

и креативностью?

8. Какие методики используются для диагностики уровня интеллекта

и креативности?