Исследования Д. Б. Богоявленской показывают ряд зависимостей
уровня интеллектуальной активности от других индивидуальных
характеристик:
• Корреляция с уровнем ЭЭГ. Результаты исследования в этой области
далеки от значимости, однако на уровне тенденций можно сказать, что
Альфа-активность большей амплитуды и меньшей частоты соответствует
большей интеллектуальной активности. Также большей интеллектуальной
активности соответствует меньший эффект навязывания на низкие частоты.
• Важным фактором является тревожность. Например, существуют
эксперименты, показывающие, что тревожность способствует
формированию дальней мотивации. Однако в данном случае корреляции с
тревожностью и невротизмом обнаружено не было.
• Интеллектуальная активность не связана с нарушением тормозного
процесса, что опровергает представление интеллектуальной активности как
незатухающего ориентировочного рефлекса.
• Не было обнаружено корреляции с индикаторами лабильности и
подвижности нервных процессов.
Таким образом, феномен интеллектуальной активности
детерминирован не на уровне индивидуума, а на уровне личности.
В зарубежных исследованиях были получены данные об отсутствии
влияния наследственных факторов на интеллектуальную активность,однако следует учесть, что при этом применялась и несколько другая
методика определения Сг.
Исследования Д. Б. Богоявленской выявили:
• незначительность корреляции отец — дети;
• тенденцию к сходству мать — дети;
• сильную корреляцию у близнецов.
Таким образом, корреляция между уровнем интеллектуальной
активности родителей и детей мала, зато довольно высока корреляция у
супругов. Это позволяет сделать вы вод, что доля средовых влияний
значительно выше генетических.
Исследования школьников показали, что с возрастом интеллектуальная
активность имеет тенденцию к снижению. Наибольшие спады
наблюдаются после 4 и 8 классов. Это соотносится с исследованиями
Торренса, которые также показали снижение интеллектуальной активности
у американских школьников после 4 класса, хотя надо учитывать, что по
возрасту это соответствует нашему 5 классу. Трудно сказать, виновата ли в
этом система образования, хотя безусловно необходимо большее внимание
уделять развитию дивергентного мышления у школьников, а также общей
культуре мышления, в частности логике.КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое интеллект?
2. В чем различие понятий «обучаемость»,
«креативность», «тестовый интеллект»?
3. Какую трактовку креативности предложил Дж. Гилфорд?
4. Как различаются кристаллический и потенциальный интеллект по
Дж. Кэттелу?
5. Какие функции выполняет речь?
6. Какие формы и виды речи применимы в вашей повседневной жизни?
7. Чем различаются подходы к трактовке связи между интеллектом
и креативностью?
8. Какие методики используются для диагностики уровня интеллекта
и креативности?