Методика проведения эксперимента состоит из двух этапов:
предварительное обучение, в ходе которого испытуемым усваиваются
общие правила и некоторые приемы решения данного типа задач и сам
эксперимент — решение 12 задач, что занимает около часа. В таблице
отмечаются приемы, использованные испытуемым при решении задачи по
следующим правилам:
• Приемы, которые зависят от количества решенных задач,
располагаются выше.
• Приемы, вероятность использования которых в данной задаче
больше, — ниже.
• Приемы с большим кругом обобщения — выше.
Критерий интеллектуальной активности имеет множество переходных
форм и представлен континуально, но в конечном итоге испытуемые
разделяются на три категории по уровню интеллектуальной активности:
1'. Стимульно-продуктивный уровень интеллектуальной
активности: решение задач при помощи гипотез и находок. Испытуемого
относят к стимульно-продуктивному уровню, если при добросовестной и
энергичной работе он остается в рамках первоначально найденного
способа решения. Этот уровень характеризуется отсутствием
«познавательного интереса» и инициативы. Как будет видно далее,
интеллектуальная активность зависит от личностных качеств, а не от
интеллектуальной базы. Поэтому высокая научно-техническая подготовка
без соответствующего нравственного развития ведет к прагматизму и
профессиональной узости.
2. Эвристический уровень интеллектуальной активности: открытие
закономерностей эмпирическим путем. Имея надежный способ решения,
испытуемый анализирует состав, структуру своей деятельности, что
приводит к открытию новых, оригинальных способов решения. Это
оценивается самим испытуемым как «свой способ» и позволяет ему в
дальнейшем лучше справляться со следующими задачами.
3. Креативный уровень интеллектуальной активности, уровень
теоретических открытий: создание теории и постановка новой проблемы.Обнаруженная закономерность становится самостоятельной проблемой,
ради которой испытуемый готов даже прекратить предложенную ему в ходе
эксперимента деятельность. При этом часто испытуемые выходят на
креативный уровень после решения всего нескольких задач — характерная
черта теоретического мышления — способность вскрывать существенное
путем анализа единичного объекта. Немаловажная особенность этого
уровня — самодостаточность, равнодушие к внешней оценке.
Дети младших классов, достигшие в ходе эксперимента креативного
уровня, чаще всего характеризовались педагогами как «всегда имеющие
свое мнение». Далеко не всегда успех в профессиональной деятельности
свидетельствует о креативном уровне интеллектуальной активности.
Многие известные ученые обладали эвристическим уровнем активности.
Например, Рентген открыл Х-лучи, Бойль — обратную
пропорциональность объема и давления в газе, и эти явления были названы
их именами, но теоретическое осмысление этих явлений принадлежит
другим ученым.