Найти тему

Эксперименты для проверки уровня креативности.

Методика проведения эксперимента состоит из двух этапов:

предварительное обучение, в ходе которого испытуемым усваиваются

общие правила и некоторые приемы решения данного типа задач и сам

эксперимент — решение 12 задач, что занимает около часа. В таблице

отмечаются приемы, использованные испытуемым при решении задачи по

следующим правилам:

• Приемы, которые зависят от количества решенных задач,

располагаются выше.

• Приемы, вероятность использования которых в данной задаче

больше, — ниже.

• Приемы с большим кругом обобщения — выше.

Критерий интеллектуальной активности имеет множество переходных

форм и представлен континуально, но в конечном итоге испытуемые

разделяются на три категории по уровню интеллектуальной активности:

1'. Стимульно-продуктивный уровень интеллектуальной

активности: решение задач при помощи гипотез и находок. Испытуемого

относят к стимульно-продуктивному уровню, если при добросовестной и

энергичной работе он остается в рамках первоначально найденного

способа решения. Этот уровень характеризуется отсутствием

«познавательного интереса» и инициативы. Как будет видно далее,

интеллектуальная активность зависит от личностных качеств, а не от

интеллектуальной базы. Поэтому высокая научно-техническая подготовка

без соответствующего нравственного развития ведет к прагматизму и

профессиональной узости.

2. Эвристический уровень интеллектуальной активности: открытие

закономерностей эмпирическим путем. Имея надежный способ решения,

испытуемый анализирует состав, структуру своей деятельности, что

приводит к открытию новых, оригинальных способов решения. Это

оценивается самим испытуемым как «свой способ» и позволяет ему в

дальнейшем лучше справляться со следующими задачами.

3. Креативный уровень интеллектуальной активности, уровень

теоретических открытий: создание теории и постановка новой проблемы.Обнаруженная закономерность становится самостоятельной проблемой,

ради которой испытуемый готов даже прекратить предложенную ему в ходе

эксперимента деятельность. При этом часто испытуемые выходят на

креативный уровень после решения всего нескольких задач — характерная

черта теоретического мышления — способность вскрывать существенное

путем анализа единичного объекта. Немаловажная особенность этого

уровня — самодостаточность, равнодушие к внешней оценке.

Дети младших классов, достигшие в ходе эксперимента креативного

уровня, чаще всего характеризовались педагогами как «всегда имеющие

свое мнение». Далеко не всегда успех в профессиональной деятельности

свидетельствует о креативном уровне интеллектуальной активности.

Многие известные ученые обладали эвристическим уровнем активности.

Например, Рентген открыл Х-лучи, Бойль — обратную

пропорциональность объема и давления в газе, и эти явления были названы

их именами, но теоретическое осмысление этих явлений принадлежит

другим ученым.