Многие исследователи считают, что при диагностике креативности следует отказаться от жестких лимитов времени, отведенных
на выполнение задания. М. Воллах и К. Коган предоставляли испытуемым
столько времени, сколько им было необходимо для решения задачи,
тестирование проводилось в виде игры, принимался любой ответ. При
данных условиях тестирования корреляция между креативностью и
уровнем интеллекта была близка к нулю, т. е. свойство креативности
обнару-
живает свою полную независимость от интеллекта. Воллах и Коган
выявили 4 группы детей с разными уровнями развития интеллекта и
креативности, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям и решению задач.
Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и креативности,
уверены в своих способностях, имеют адекватную самооценку, проявляют
большую инициативу, личную независимость суждений и действий,
высокоуспешны, проявляют одаренность, социально адаптируемы. Дети с
низким уровнем креативности, но высоким интеллектом стремятся к
школьным успехам, но крайне тяжело переживают неудачи, боятся
высказать свое мнение, пойти на риск, боятся удара по самолюбию,
дистанцируются от своих одноклассников. Дети с низким уровнем
интеллекта и высоким уровнем креативности часто попадают в категорию
«изгоев», плохо приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют
хобби и увлечения на стороне, «странные фантазеры», непоняты ни
учителями, ни сверстниками. Дети с низким уровнем интеллекта и
творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в
«середнячках», имеют адекватную самооценку, низкий уровень
предметных способностей компенсируется развитием социального
интеллекта, общительностью.
Одаренным детям присущи высокий энергетический уровень, малая
продолжительность сна, повышенная познавательная активность,
интеллектуальная инициатива: склонность ставить перед собой новые
сложные задачи, что, по мнению Д. Б. Богоявленской, является
неотъемлемым признаком таланта.
Методика креативного поля была разработана Д. Б. Богоявленской и
представляет собой альтернативный тест на креативность. Особенностью
данной методики являются следующие принципы:
• Отказ от внешнего побуждения и предотвращение появления
внутренних оценочных стимулов.
• Отсутствие потолка (отличие заключается в том, что в данном случае
предлагаемая задача должна предоставлять возможность решения на
нескольких уровнях — от частного до общих, пользуясь универсальными
законами). Это условие необходимо для достижения пространства второго
креативного слоя — выхода за пределы заданного.
• Эксперимент не может быть кратковременным. В данном случае
скорость протекания психических процессов отступает на второй план.