Найти в Дзене

Для диагностики уровня креативности могут использоваться разные методики.

Многие исследователи считают, что при диагностике креативности следует отказаться от жестких лимитов времени, отведенных

на выполнение задания. М. Воллах и К. Коган предоставляли испытуемым

столько времени, сколько им было необходимо для решения задачи,

тестирование проводилось в виде игры, принимался любой ответ. При

данных условиях тестирования корреляция между креативностью и

уровнем интеллекта была близка к нулю, т. е. свойство креативности

обнару-

живает свою полную независимость от интеллекта. Воллах и Коган

выявили 4 группы детей с разными уровнями развития интеллекта и

креативности, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям и решению задач.

Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и креативности,

уверены в своих способностях, имеют адекватную самооценку, проявляют

большую инициативу, личную независимость суждений и действий,

высокоуспешны, проявляют одаренность, социально адаптируемы. Дети с

низким уровнем креативности, но высоким интеллектом стремятся к

школьным успехам, но крайне тяжело переживают неудачи, боятся

высказать свое мнение, пойти на риск, боятся удара по самолюбию,

дистанцируются от своих одноклассников. Дети с низким уровнем

интеллекта и высоким уровнем креативности часто попадают в категорию

«изгоев», плохо приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют

хобби и увлечения на стороне, «странные фантазеры», непоняты ни

учителями, ни сверстниками. Дети с низким уровнем интеллекта и

творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в

«середнячках», имеют адекватную самооценку, низкий уровень

предметных способностей компенсируется развитием социального

интеллекта, общительностью.

Одаренным детям присущи высокий энергетический уровень, малая

продолжительность сна, повышенная познавательная активность,

интеллектуальная инициатива: склонность ставить перед собой новые

сложные задачи, что, по мнению Д. Б. Богоявленской, является

неотъемлемым признаком таланта.

Методика креативного поля была разработана Д. Б. Богоявленской и

представляет собой альтернативный тест на креативность. Особенностью

данной методики являются следующие принципы:

• Отказ от внешнего побуждения и предотвращение появления

внутренних оценочных стимулов.

• Отсутствие потолка (отличие заключается в том, что в данном случае

предлагаемая задача должна предоставлять возможность решения на

нескольких уровнях — от частного до общих, пользуясь универсальными

законами). Это условие необходимо для достижения пространства второго

креативного слоя — выхода за пределы заданного.

• Эксперимент не может быть кратковременным. В данном случае

скорость протекания психических процессов отступает на второй план.