Уже которой месяц ГИБДД России проводит спецрейд «Переоборудование», в ходе которого сотрудники полиции выявляют автомобили с нештатной светотехникой, переделанными кузовами и подвесками, незаводскими спойлерами и оборудованием
Такие спецмероприятия на местах проводятся с учётом специфики местного автопарка в конкретных регионах. Например, на Кубани инспекторы, в первую, очередь обращают внимание на внедорожники, оборудованные для так называемого «джип-сафари» или «джипинга». Это такое развлечение для туристов, в ходе которого внедорожники возят их по разным живописным местам, куда не так-то просто добраться каким-либо другим видом транспорта. Сотрудники ГИБДД жалуются, что в погоне за прибылью, владельцы таких авто зачастую устанавливают на них дополнительные сиденья, подчас не оборудованные ремнями безопасности.
Помимо этого, краснодарские инспекторы часто останавливают фургоны, перевозящие сельхозрабочих. Как правило, такие импровизированные микроавтобусы представляют из себя обычную грузовую «Газель», в кузов которой ставят лавочки или даже просто — пластмассовые стулья или табуреты. Естественно, такие транспортные средства не отвечают правилам даже элементарной безопасности.
В Карелии и Красноярском крае в фокусе внимания сотрудников ГИБДД находятся внедорожники, чья проходимость увеличена за счёт подъёма подвесок и установки непредусмотренных заводом-изготовителем шин, размер которых недопустим для эксплуатации на конкретном автомобиле. Ну и, конечно, лебёдки, которые практически невозможно легально установить на машину в России.
В Иркутской области инспекторы взяли под особый контроль грузовые автомобили-лесовозы. Нередко бывает так, что их переделывают из обычных бортовых грузовиков, устанавливая манипуляторы и другое оборудование для облегчения погрузки и перевозки древесных стволов. Помимо этого, по дорогам региона ездит множество вахтовок с кустарно установленными отапливаемыми кунгами-будками, в которых зачастую перевозят лесорубов.
«Выявив автомобиль с переделками, сотрудники ГИБДД выписывают водителю штраф по ч.1 ст. 12.5 Кодекса об административных правонарушениях («Управление транспортным средством с неисправностями, при которых запрещена эксплуатация») и выдают предписание устранить изменения в конструкции в течении 10 суток. — Рассказывает адвокат по административным делам адвокатского бюро «Человек и Закон» Александр Воробьёв. — Если водитель не приведёт автомобиль к заводскому состоянию, и снова попадётся инспекторам, последствия будут куда серьёзнее: МРЭО прекратит регистрацию транспортного средства, номера объявят в розыск. В отдельных, особо тяжёлых, случаях водителя даже могут отправить под арест по статье 19.3 КоАП РФ за неподчинение законному требованию сотрудника полиции. Законность такой санкции сомнительна, но правоприменительная практика показывает, что так тоже бывает».
Формально, сотрудники полиции действуют в рамках правового поля. В приложении к ПДД есть пункт 7.18 запрещающий эксплуатацию автомобиля при изменении его конструкции «без разрешения ГИБДД или иных органов, определяемых правительством Российской Федерации». В нашем случае под «иными органами» подразумевается Евразийская экономическая комиссия (ранее Комиссия таможенного союза), принявшая технический регламент «О безопасности колёсных транспортных средств» десять лет назад, в 2011 году. В документе содержится очень размытое определение изменений в конструкцию автомобиля, что оставляет инспекторам широкое поле для произвола. Не так давно в прессе писали, что под санкции подпадают даже машины с нештатной магнитолой, усилителем и колонками.
«Если инспекторы выписали вам штраф и предписание — идите в суд, — продолжает адвокат по административным делам Александр Воробьёв. — Нужно понимать, что инспектор не может дать легальное заключение о том, повлияли ли изменения в конструкции автомобиля на безопасность его эксплуатации. Такой вывод может сделать только эксперт. У него должна быть соответствующая специальная лицензия. Потребуйте от cуда провести экспертизу, которая точно установит, повлияли ли изменения в конструкции на безопасность эксплуатации транспортного средства. На время разбирательства сроки, указанные в постановлении на штраф и в предписании, будут приостановлены. Вы сможете без проблем ездить на автомобиле. Если эксперт решит, что переделки в вашей машине не влияют на безопасность, суд отменит постановление о штрафе и предписание их устранить. Расходы на экспертизу и другие судебные издержки будут компенсированы гражданину из государственного бюджета».
Но есть ли законный способ легализовать дополнительные фары, лебёдку, экспедиционный багажник или какие-либо другие доработки конструкции авто? Теоретически, можно обратиться в специальную сертифицированную лабораторию и узаконить тюнинг.
«Сейчас с этим ситуация сложная. Всё узаконить точно не получиться, особенно в крупных городах. Насколько мне известно, даже в регионах не удастся легализовать дополнительный свет, он никак не пройдёт по стандартам. Есть примеры положительного решения таких лабораторий в отношении лифтов подвески, шнорхеля и специальных «зубастых» шин. Говорят, подобная легализация будет стоить в районе 80–100 тысяч рублей. Оформление необходимых документов займёт один месяц», — резюмирует адвокат Александр Воробьёв.