Сейчас уже ни для кого не секрет, что нацистскую Германию финансово активно поддерживали крупные бизнесмены того времени, в том числе из США. Но как так вышло? Начнем немного издалека. После Первой мировой войны экономика Германии мягко говоря находилась в плачевном состоянии. Страна должна была выплачивать репарации странам-победительницам, которые в свою очередь прилично задолжали Америке за время войны. США какое-то время не встревали в европейские дела, но потом, видимо, захотели наконец уже получить свои деньги обратно.
Тут на арене и появляется некий Чарлз Дауэс – адвокат и агент американского миллионера Моргана. В 1924 году он предложил план помощи Германии. Основная идея была в укреплении национальной валюты, заёмах, развитии железных дорог и увеличении налогов. Безусловно, в первую очередь план был выгоден Америке, иначе стали бы они помогать? Нет ничего бескорыстного в политике. США получили возможность вывоза капитала и контроля над хозяйством Германии. Американский капитал дал толчок для развития промышленности страны, но вот населению Германии пришлось не сладко: налоги увеличились в несколько раз и роста зарплат не наблюдалось. Но кому дело до людей?
Получается, что ещё в 20-е годы американский капитал прочно входит в экономику Германии. Американские предприниматели активно инвестировали в немецкую промышленность. Такие на весь мир известные гиганты как General Motors, Ford, IBM, Coca Cola, Chase Bank и другие не только поставляли оружие и оборудование нацистам, но и использовали труд заключенных концлагерей. Как говорится, бизнес, только бизнес.
Например, Форд, тот самый Генри Форд, известный как великий бизнесмен и изобретатель, человек, который внедрил конвейер в автомобильное производство, ещё до Второй мировой был известен как антисемит. В своей газете «The Dearborn Independent» он печатал антисемитские статьи. Откуда могло пойти такое отношение к евреям остается только догадываться. Возможно, это влияние общественных настроений того времени. В конце 19 века евреи массово мигрировали в Америку. Не будем вдаваться в историю антисемитизма, только скажем, что постепенно стала распространяться идея, что все беды от евреев: они убили Иисуса, развязывают войны и даже именно они обманывают покупателей в своих магазинах. Возможно, именно последнее и в целом успехи в предпринимательстве больше всего и волновали умы людей тогда.
Компания Генри Форда выпускала оборудование для немецкой армии и использовала труд заключенных концлагерей на своем заводе в Германии. Получается, бизнес получал лишь только выгоду от сотрудничества с нацистами: увеличение объемов производства за счет и бесплатная рабочая сила. Что может быть лучше? Гитлер лично восхищался Фордом и даже имел его портрет у себя в резиденции. Возможно, не только за денежный вклад, но именно за антисемитские взгляды Генри Форд и получил «Железный крест немецкого орла» - высшую нацистскую награду для иностранцев. Все это было до Второй мировой, во время, и тем более после нее, Форд отрицал всякое сотрудничество.
Американский национальный Chase Bank активно предоставлял банковские услуги нацистам и, что самое интересное, заморозил клиентские счета евреев. Вот такое по истине уникальное отношение к своим же клиентам!
Не обошлись нацисты и без помощи таких гигантов как IBM и Standard Oil. Первые внесли особый вклад в разработку оборудования для учета евреев в нацистских концлагерях. А генеральный директор компании Томас Уотсон сотрудничал не только с нацистами для получения прибыли, но и восхищался Муссолини.
«Я хочу воздать должное великому лидеру Бенито Муссолини. Я очень внимательно следил за его работы с тех пор, как он возглавил страну в 1922 году. Доказательства его лидерства можно найти повсюду. Муссолини – пионер. Италия уже выигрывает».
Сейчас IBM является монополистом во всём мире в сфере производства мейнфреймов.
Standard Oil выпускали топливо для нацистских самолётов. И даже всеми любимая Coca Cola не осталась в стороне и делала поставки в нацистскую Германию и даже выпустила уже во время войны Fanta для них.
Какой можно сделать вывод тут? Бизнес искал пути вывоза своего капитала, нашел немецкий рынок и воспользовался ситуацией. Понимали ли они тогда с кем сотрудничают? Скорее да, чем нет, хотя, конечно, со стороны времени всегда все кажется очевидным, а в моменте все не так ясно. Одно очевидно совершенно точно – бизнесу зачастую не важно с кем сотрудничать, главное – прибыль.