Найти в Дзене
Дмитрий Смотров

Морской разговорник или как понять моряка, когда ничего не понятно? Часть 4.

Оглавление

Сегодня поговорим про конструкцию судна. Поверьте есть там интересные моменты.

1. Надстройка.

И начнем с самого заметного на судне. Надстройкой на судне называют любые закрытые конструкции, которые находятся выше ватерлинии. Иногда даже надстройки могут быть от борта до борта, либо оставлять небольшой пространство для прохода.

ПУС "Надежда" и ПУС "Мир" старт гонки.
ПУС "Надежда" и ПУС "Мир" старт гонки.

Далее пойдут определения надстроек по их расположению на судне.

2. Бак.

Баком называется надстройка, которая находится на носу судна. Бывает даже, что даже на судне нет бака как такового. Но у моряков остается привычка и они нос судна могут называть баком.

Пример Бака. Судно, на котором я работаю.
Пример Бака. Судно, на котором я работаю.

3. Шкафут.

Это надстройка судна, расположенная на середине судна, то есть на миделе. Вот вам сразу два определения в одном.

ПУС "Мир" Шкафут.
ПУС "Мир" Шкафут.

4. Ют.

А это, как вы уже могли догадаться, надстройка, которая расположена на корме судна. На ней зачастую расположен мостик, но не совсем обязательно. У меня на судне навигационный мостик находится на баке.

ПУС "Мир". Вот вам пример и юта, и мостика сразу.
ПУС "Мир". Вот вам пример и юта, и мостика сразу.
На самом деле шкафут и ют уже практически никто не использует. Эти названия надстроек уже практически канули в лету. Современные суда сейчас спроектированы таким образом, что шкафута вообще может и не быть. И остается одна надстройка либо носовая, либо кормовая. Название, которое до сих пор используют, это бак. Даже в тех случаях, когда на судне этого бака нет и в помине.

5. Мостик.

Мостик на судне это место на надстройке огражденное переборками, где устанавливаются посты управления судном и остальное оборудование, помогающие так или иначе управлять судном. Мостик может быть, как и на баке, как у меня на судне, и на юте.

Теперь спустимся немного ниже

6. Ватерлиния.

Под ватерлинией понимают уровень воды относительно борта судна.

ПУС "Надежда"
ПУС "Надежда"

Отсюда вытекает следующие определение.

7. Осадка.

Осадка это как глубоко сидит судно в воде. Осадку снимают по маркам углубления. По осадке судоводители определяют, на сколько сильно судно погрузилось в воду. Это знание очень важно при грузовых перевозках. Ведь на танкерах типа VLCC (Это огромные танкеры) ошибка в сантиметр по осадке может стоить тонн груза, который не погрузили на борт. Так же по осадке можно определить крен и дифферент.

Осадка судна сейчас составляет 5,55 метров.
Осадка судна сейчас составляет 5,55 метров.

8. Дифферент.

А это уже разность между носовой и кормовой осадками. Наличие дифферента говорит, что судно не находится на ровном киле, и имеет перевес с кормы или с носа. Допустимый дифферент согласно рекомендациям IMO (Международная Морская Организация) не должен превышать 1 метр в одну из сторон.

9. Крен.

Крен это практически дифферент, но по другой оси координат. Крен это перевес на одном из бортов.

10. Киль.

Это горизонтальная балка на днище судна, обеспечивающая остойчивость судна. Говоря про киль можно представить его, как плавник, только не на борту, а на днище. Хотя на военных судах встречаются и бортовые кили.

Подписывайтесь, пишите комментарии. Пиши на что хотели бы увидеть статью.

Предыдущие части:

#море #судно #мореплавание #судохдоство #разговорник