Продолжаем оценивать, как сложилась судьба бывших советских республик от 1990 года до наших дней. На канале уже есть аналогичные статьи про большинство республик, сегодня четвертая статья на тему Узбекистана.
Первая часть, об уровне жизни - здесь).
Вторая часть, о промышленности - здесь.
Третья часть, о сельском хозяйстве - здесь.
Сегодня статья о транспорте и энергетике.
Метрополитен.
В данный момент в Ташкенте существует 4 ветки метро, две из них были запущена уже в период независимости, одна - совсем недавно, в 2019 году.
Чиланзарская линия была запущена в 1977 году (9 станций), продолжена в 1980 г. (3 станции), и в 2020 году 5 станций.
Узбекистанская линия была запущена в 1984 году (5 станций), продолжена в 1987 году (2 станции), в 1989 году (2 станции), в 1991 году (2 станции).
Юнусабадская линия была запущена в 2001 году (6 станций), продолжена в 2020 году (2 станции).
Линия Тридцатилетия независимости Узбекистана была запущена в 2020 году (7 станций).
Итого, в период с 1977 года по 1991 год было введено 23 станции, с 1992 по 2021 год – 20 станций. За 30 лет независимости в меньше, чем за предыдущие 14 лет. Но надо заметить, что активный ввод новых станций (14 из 20) начался недавно, в 2020 году.
Пассажирская авиация.
В 1975 году пассажиропоток Ташкентского аэропорта составил 2,731 млн человек, в 1980 – 3,235 млн человек. За 1990 год найти не удалось, но мы вправе предположить, что пассажирооборот еще возрос. В 2004 году пассажиропоток основного аэропорта страны (Ташкент-Южный) составил только 1 805 073 пассажиров. В 2007 году – уже 2 101 028, в 2012 году - 2 996 063. В 2020 году был достигнут уровень 4,5 млн человек в год. То есть, после распада СССР потребовалось почти 30 лет, чтобы превзойти советский уровень.
Железные и автомобильные дороги.
Протяженность железных дорог УзССР в 1985 г. составила 3,5 тыс. км. Автодорог - 80 тыс. км. В 2020 году протяженность железных дорог составила уже 6,15 тыс км, а автодорог – 86496 тыс. км.
Так что, по автодорогам имеется незначительный рост, по железным дорогам – почти двукратный. Насчет ж/д, нужно уточнить, что после распада СССР и единой Среднеазиатской железной дороги, сегменты железных дорог Узбекистана оказались разделены транзитом через Туркменистан, и потребовалось провести значительный объем работ по постройке новых линий, для восстановления транспортной связности республики.
Также запущена высокоскоростная железная дорога Ташкент – Самарканд, длиной 344 км (вторая в бывшем СССР скоростная дорога, после линии Москва - Питер).
Энергетика.
По производству энергии, имеется серьезный провал в 90-е годы, но затем началось восстановление отрасли, и сейчас советский уровень превзойден.
По потреблению энергии, имеется постепенный рост.
Покупка и продажа энергии в целом равны друг другу, и колеблются по годам.
Также, заранее предсказуема ситуация, когда при промышленном росте в стране, даже растущего производства энергии станет не хватать. Решением проблемы является строительство АЭС, запуск планируется на 2028 год. Будут работать два реактора ВВЭР-1200, общей мощностью - 2,4 ГВт.
Итоги.
1) Имеется рост по протяженности автодорог, значительный рост по протяженности железных дорог. По авиаперевозкам, достигнут и превзойдет советский уровень.
2) По производству энергии, преодолен провал 90-х годов, и далее превышен советский уровень.
Статьи об остальных республиках находятся здесь.
На этом спасибо за внимание!