Найти тему

Для оценки и диагностикигенерального фактора интеллекта применяют скоростныеинтеллектуальные тесты Айзенка

Для оценки и диагностики генерального фактора интеллекта применяют скоростные интеллектуальные тесты Айзенка, тест «Прогрессивные матрицы» (Д. Равена), тесты интеллекта Кеттела. Позже Терстоун (1938 г.) с помощью статистических факторных методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:

1) счетную способность, т. е. способность оперировать числами и

выполнять арифметические действия;

2) вербальную (словесную) гибкость, т. е. легкость, с которой

человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;

3) вербальное восприятие, т. е. способность понимать устную и

письменную речь;

4) пространственную ориентацию, или способность представлять

себе различные предметы и формы в пространстве;

5) память;

6) способность к рассуждению;

7) быстроту восприятия сходств или различий между предметами и

изображениями.

Факторы интеллекта, или первичные умственные потенции, как

показали дальнейшие исследования, коррелируют, связаны друг с другом,

что говорит о существовании единого генерального фактора.

Позже Гилфорд (1959 г.) выделил 120 факторов интеллекта, исходя из

того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам

приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть

образным, символическим, семантическим, поведенческим). Под

операцией Гилфорд понимает умение человека, вернее, психический

процесс — понятие, память, дивергентная продуктивность, конвергентная

продуктивность, оценивание. Результаты — форма, в которой информация

обрабатывается испытуемым: элемент, классы, отношения, системы, типы

преобразований и выводы. В настоящее время подобраны соответствующие

тесты для диагностики более 100 указанных Гилфордом факторов.

По мнению Кэттела (1967 г.), у каждого из нас уже с рождения имеется

потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности

к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот

интеллект достигает наибольшего расцвета. С другой стороны,

формируется «кристаллический» интеллект, состоящий из различных навыков и знаний, которые мы приобретаем по мере накопления

жизненного опыта. «Кристаллический» интеллект образуется именно при

решении задач адаптации к окружающей среде и требует развития одних

способностей за счет других, а также приобретения конкретных навыков.

Таким образом, «кристаллический интеллект» определяется мерой

овладения культурой того общества, к которому принадлежит человек.

Фактор потенциального или свободного интеллекта коррелирует с

фактором «кристаллического или связанного интеллекта», так как

потенциальный интеллект определяет первичное накопление знаний. С

точки зрения Кэттела, потенциальный или свободный интеллект независим

от приобщенности к культуре. Его уровень определяется уровнем развития

третичных зон коры больших полушарий головного мозга.