Для оценки и диагностики генерального фактора интеллекта применяют скоростные интеллектуальные тесты Айзенка, тест «Прогрессивные матрицы» (Д. Равена), тесты интеллекта Кеттела. Позже Терстоун (1938 г.) с помощью статистических факторных методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:
1) счетную способность, т. е. способность оперировать числами и
выполнять арифметические действия;
2) вербальную (словесную) гибкость, т. е. легкость, с которой
человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;
3) вербальное восприятие, т. е. способность понимать устную и
письменную речь;
4) пространственную ориентацию, или способность представлять
себе различные предметы и формы в пространстве;
5) память;
6) способность к рассуждению;
7) быстроту восприятия сходств или различий между предметами и
изображениями.
Факторы интеллекта, или первичные умственные потенции, как
показали дальнейшие исследования, коррелируют, связаны друг с другом,
что говорит о существовании единого генерального фактора.
Позже Гилфорд (1959 г.) выделил 120 факторов интеллекта, исходя из
того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам
приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть
образным, символическим, семантическим, поведенческим). Под
операцией Гилфорд понимает умение человека, вернее, психический
процесс — понятие, память, дивергентная продуктивность, конвергентная
продуктивность, оценивание. Результаты — форма, в которой информация
обрабатывается испытуемым: элемент, классы, отношения, системы, типы
преобразований и выводы. В настоящее время подобраны соответствующие
тесты для диагностики более 100 указанных Гилфордом факторов.
По мнению Кэттела (1967 г.), у каждого из нас уже с рождения имеется
потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности
к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот
интеллект достигает наибольшего расцвета. С другой стороны,
формируется «кристаллический» интеллект, состоящий из различных навыков и знаний, которые мы приобретаем по мере накопления
жизненного опыта. «Кристаллический» интеллект образуется именно при
решении задач адаптации к окружающей среде и требует развития одних
способностей за счет других, а также приобретения конкретных навыков.
Таким образом, «кристаллический интеллект» определяется мерой
овладения культурой того общества, к которому принадлежит человек.
Фактор потенциального или свободного интеллекта коррелирует с
фактором «кристаллического или связанного интеллекта», так как
потенциальный интеллект определяет первичное накопление знаний. С
точки зрения Кэттела, потенциальный или свободный интеллект независим
от приобщенности к культуре. Его уровень определяется уровнем развития
третичных зон коры больших полушарий головного мозга.