Найти тему
Э-эскизы

Легенды о легендах хоккея. Шувалов - самый первый из великих «центров» нашего хоккея

Это - Шувалов! Обратите внимание на коньки! Фотоархив ТАСС
Это - Шувалов! Обратите внимание на коньки! Фотоархив ТАСС

На самом деле, мне эту тему навеял наш непреходящий дефицит хороших центральных нападающих! Причём, начался он с конца 1970-х. Но ведь почему-то с самого начала у нас были отличные «центры»! Про них сегодня мой рассказ…Начну по «старшинству» с Шувалова. Но если кто не помнит, то и Тарасов начинал играть и даже тренировать (играющим) – всё в роли центра!

Шувалов Виктор Григорьевич

Прошу меня простить – начну как будто бы с конца. Там, где родился Виктор Григорьевич – сегодня есть и памятники ему, и ледовый дворец в Атяшево назван его именем. И всё это – ещё при его жизни! Он дольше всех прожил из нашего самого первого чемпионского состава 1954 – почти до 98-ми лет!

Родился он 15 декабря 1923 года в селе Наборные Сыреси тогдашней Симбирской Губернии, а ныне – Мордовии. Но уже когда ему было всего 2 года, то есть в 1926-м вся его семья переехала в Челябинск – на строительство Челябинского тракторного завода. Если кто не знает, то вообще-то, первейшей задачей большевиков после победы в Гражданке и введении НЭП – была борьба с безработицей!

Ну, вот он там закончил 9 классов, и это был уже – 1940-й! Понятно всем, что в 1941-м в Челябинск перевезли очень многое с Кировского из Ленинграда. И там, на Челябинском тракторном под руководством Зальцмана почти сразу тоже стали производить танки КВ. Что меня всегда удивляло – это то, что на Кировском заводе, несмотря на блокаду, их тоже так и не переставали производить. Но это я отвлёкся.

А молодой Шувалов работал с 16-ти лет станочником на «Танкограде». Сначала просто токарем, потом на карусельном станке получил 5-й разряд. Работали по 12 часов, выходные – по заявке. И только в 1944-м в Челябинске Директор (Зальцман) задумался о том, что надо бы ещё что-то рабочим, которые и так уже почти 4 года просто умирают на производстве – им что-то надо дать для расслабления! Собственно, весь профи-спорт точно так же начинался в Великобритании в первой половине девятнадцатого века!

Короче, в 1944-м на Танкограде стала формироваться команда по футболу и хоккею с мячиком – ну, это в те годы всегда всё шло параллельно!

На фронт – не просился

А как проситься, если до 1943-го пришло четыре «похоронки» на четырёх двоюродных братьев? Конечно, это сложный вопрос, но только для тех, кто сам в подобной ситуации никогда не бывал! Да и на самом деле уже не было у Шувалова в 1943-м никакого выбора – никто станочника 5-го разряда никогда бы в эти годы ни на какой бы «фронт» уже не отпустил. Конечно, и все погибшие, и выжившие в боях – однозначные герои, но то, что мы произвели военной техники в 10 раз больше – это заслуга тех, кто трудился в тылу.

Небольшое отступление

Вообще-то, очень интересное дело, что почти все реальные игроки познакомились между собой ещё сразу после Войны. Бобров играл за СКА-Новосибирск, Шувалов за Челябинск.
Так ещё ведь и Кулагин в те же годы пытался налаживать спорт в Куйбышеве – столице Привожского военного округа.

Шувалов – первая легенда Челябинска по хоккею с шайбой

На самом деле, я тут уже неоднократно в разных темах своего канала писал подробно, как всё было дело с первым участием челябинской команды по классу А – там просто была жесть, но повторяться не буду. Нормально так сыграли, но Шувалова сразу заметили «москвичи» - уже в сезоне 1948/49! А уже в следующем сезоне он играл за команду сына Сталина ВВС МВО!

Он чудом избежал известной всем авиакатастрофы. Ну, как – чудом, просто Василий Сталин ему приказал ехать на Урал поездом и не участвовать в игре в Челябинске, чтобы избежать каких бы то ни было протестов со стороны его бывших коллег по заводу! По воспоминаниям самого Шувалова (а он хотел полететь в Челябинск, чтобы повидаться с семьёй, которую не видел больше полугода), Василий Сталин ему сказал: поедешь на поезде, посмотришь игру, повидаешься с родными – играть не будешь, потому что, кто знает, какие провокации тебе там могли бы устроить твои бывшие друзья с завода? Потом всей командой поедете по ЖД в Свердловск на следующую игру.

Вот так Шувалов остался жив! Почти случайно, но прожил далее 97 лет – как никто из советских хоккеистов!

Наше первое в истории ударное звено Бобров-Шувалов-Бабич

На самом деле, не так уж просто и совсем не очень быстро оно сложилось. Всё дело в том, что Шувалов играл за ВВС ещё с 1949-го, Бобров с 1951-го, а Бабич ешё на год позже! Тем не менее, к 1954-му, нашему первому участию в чемпионате мира в Стокгольме, они вполне успели сыграться, и друг друга, что называется – прочувствовать!

По воспоминаниям Шувалова, он, хотя и 7 лет играл с Бобровым в одной тройке – близкими друзьями они не были! А вот Бабич – был. Конечно же, это обстоятельство накладывало своеобразный отпечаток и на игру. Если Шувалов всё-таки иногда мог брать инициативу на себя, то Бабич всегда искал передачей Боброва!

Кто там из них был прав – теперь уже не важно! А важно лишь то, что они своей вот такой игрой, со всеми их внутренними противоречиями обеспечили нам и первый титул чемпионов мира в 1954-м, и первое олимпийское золото в 1956-м!

Заключение

Уже на ЧМ-1957 в Москве Шувалова тренеры не вызвали. Бобров и Бабич там играли, но не до самого конца и вообще – очень странно. Впрочем, у меня всё это написано в соответствующей теме.

Потом Шувалов был тренером, сначала вполне успешным, потом совсем не очень. В 1990-х остался без каких-либо источников дохода, чтобы хоть как-то прожить, продал свою олимпийскую медаль (из чистого серебра с золотым напылением – это вам не нынешние стекляшки пластмассовые!) за 500-600 американских долларов! Это вам сейчас смешно, а вообще-то в те годы за 1 000 000 убивали десятками.

Но, эту проданную медаль, какие-то наши органы смогли в США отследить, заставить её хозяина нам её перепродать и наш любимый Путин торжественно опять ея вручил в очередной юбилей законному хозяину.

Скончался Виктор Григорьевич Шувалов совсем недавно – 18 апреля 2021-го на 98-м году жизни. Он был последним из того великого поколения победителей, которые не боялись ничего и никого.

Но мы должны их помнить, никогда не забывать, что даже невозможное – для нас возможно!