Здравствуйте! «Так хорошо, как сейчас, при Захарове не было» - эту фразу не раз говорил директор «Ленкома» Марк Варшавер. Но прав ли он? И как сейчас живёт некогда прекрасный театр с одними из лучших спектаклей в столице и со «звёздной» труппой? Поговорим о «Ленкоме», который теряет захаровские традиции.
Дорогие читатели, Марк Анатольевич Захаров руководил театром 46 лет. В 2019 - м году он, к большому сожалению, оставил этот мир и свой театр. Марк Анатольевич вложил в Ленком всю свою душу, его театр гремел на всю страну и подарил миру прекрасных артистов, спектакли, он был примером для подражания и создавал новые жанры. В Ленкоме всегда были аншлаги, для него писали драматурги, например, Горин. Захаров тонко чувствовал своих артистов и свой театр, там всегда царило творчество и взаимопонимание. Но преемника Захаров не подготовил. У него было много учеников, много верных последователей и взрощенных им режиссёров. Марк Анатольевич не раз говорил в интервью что не боится за судьбу театра потому как его ученики обязательно продолжат его путь, но одного он не учёл.
Директор театра сам занял должность худрука и делает всё чтобы никого не назначили, чтобы Варшавер сам «правил» и как директор, и как худрук. Вот его цитата:
В «Ленкоме» уникальный директор — это я, Варшавер Марк Борисович… худруки после Марка Анатольевича «Ленкому» не нужны. Я считаю, что лучше кандидатуры, чем я, сегодня для Ленкома нет. У меня нет преемника… я не вижу рядом такого же талантливого человека
Согласитесь, странное высказывание. А главное - не совсем понятно кого Варшавер называет талантливым: себя или Захарова. Ну да ладно, возможно, в театре действительно стало даже лучше, как заявляет Варшавер. Возможно, там аншлаги и новое слово в искусстве? Рождаются новые «звёзды», такие как Караченцов или Абдулов? Эх, к сожалению, нет. Варшавер делает абсолютно противоречащие политике Захарова действия. Он снимает спектакли - локомотивы, которые кормили театр. Он снимает с репертуара «Попрыгунью», «День опричника». Он снимает последнюю работу Захарова, которую мастер не смог закончить, а труппа во главе с дочерью мэтра доводили «Капкан» до премьеры. Они посвятили этот спектакль Захарову и очень трепетно к нему относились. Но Варшавер снимает его и весьма безжалостно, будто хочет показать кто в доме хозяин. Более того, он лишает ролей Александру Захарову, убирает её портрет из кабинета - музея Захарова (портрет самого Варшавера там висит на самом видном месте - над креслом).
Варшавер восстановил Захаровскую «Поминальную молитву», хотя сам Захаров был категорически против неё. Он был уверен что без Горина и Леонова любое воспроизведение этого гениального спектакля будет лишь бледной тенью и жалкой пародией. Так, кстати, и вышло. Ещё Варшавер сделал то, от чего Захаров всячески защищал свой театр - он открыл двери для антреприз. И теперь на сцене легендарного Ленкома можно наблюдать пошленькие постановки сомнительного авторства. Актёры бегут, их выживают, лишают ролей и заменяют на коллег, стравливая их друг с другом. Варшавер с большой гордостью говорит в интервью (которые какой-то неловко даже читать. Так он сам себя хвалит) что даёт дорогу молодым и вводит молодняк на большие роли. Он вводит актёров массовки и эпизодников на роли Певцова, Ракова, Щукиной и других. Театр пропитан конфликтами, а прошло только два года.
Премьер практически нет, играется антреприза «Доходное место» (за которую, судя по госзакупкам, Варшавер заплатил 43 млн. бюджетных денег: за право прокатывать спектакль на сцене Ленкома) и поставили спектакль «Дальше - тишина». И эта постановка стала знаковой для театра, ведь именно этим названием, как считают многие критики и неравнодушные, Варшавер обозначил путь Ленкома. Дальше - тишина… При этом, Варшавер делает всё чтобы худрука не назначили. Когда только начались разговоры в минкульте, мол, пора бы назначить кого-либо, Варшавер потребовал у артистов написать коллективное письмо, в котором они просили никого не назначать. Не все согласились, но написали, как говорят, многие, ведь Варшавер умаслил молодняк, дав им роли и надежды. Вот они и написали что Варшавер сам со всем справляется, подписав театру Захарова приговор.
Да, пока театр живёт, ведь ещё остались Захаровские «дрова» в печи, но они догорают. Билеты уже частенько продаются с 50% дисконтом, аншлаги случаются всё реже, а новых громких премьер, которые бы обеспечили продажи, нет и не предвидится. А почему Варшавер так уверен что стало лучше? У него вся власть, он полностью имеет контроль над финансами, он царёк и делает что захочет. Но главное - он говорит что Захаров держался за устаревшие традиции, боялся экспериментов и не чувствовал современности. Зато Варшавер их не боится. Может быть, в этом и была сила Ленкома? В самобытности и чтении традиций? Думаю, что да. А сейчас театр неизменно катится вниз по наклонной. И ведь так почти везде - уходят великие и сразу всё рушится. Может быть, нужно заранее думать о преемниках и продавливать минкульт, который не слышит. Есть одна надежда что, всё-таки, назначат человека, который спасёт некогда великий театр. Но Варшавер будет отстаивать свою крепость до последнего, даже ценой её полного развала. Дальше - тишина.
А вы что думаете? Напишите, пожалуйста, ваше мнение в комментариях.
Удачи вам, здоровья и только правды!
Автор: Сергей Марочкин
#актеры #театры и балет #знаменитости #искусство #культура
До встречи!