Термины, используемые в работе:
Волевое усилие – усилие, направленное на преодоление трудности.
Волевые качества – качества, стороны личности, обеспечивающие волевое усилие.
«Внешние обстоятельства» – факторы, мешающие творческой деятельности (термин введен Г. С. Альтшуллером в работе «Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности»).
«Внутренние обстоятельства» – вторичные психологические факторы, мешающие деятельности, следствие действия внешних обстоятельств.
Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от общепринятых норм в худшую сторону.
Деятельность – действия, направленные на получение какого-либо результата.
Мотивация – выбор направления деятельности.
«Оболочка» – группа/коллектив людей, в которой действует индивид.
«Орудие» (термин Л. С. Выготского) – прием или метод решения какой-либо задачи.
«Культурные орудия» – различные методики, облегчающие решение разнообразных задач (языки, письменность, системы вычислений, технологии и т.д.)
Переключение – смена деятельности.
«Социальные неврозы» — реакции личности на заложенные в детстве невыполнимые требования или обещания общества, часто противоположные по смыслу (например, слушаться старших, но быть инициативным). Вызывают общую дезориентацию, внутренние конфликты и стойкий эффект «ходьбы по кругу» (см. пункт таблицы 2.1) вместо продуктивной деятельности. Подробно раскрыто И. Л. Викентьевым в работе «Приемы рекламы и Public Relations».
Творческая деятельность – работа по достижению результатов, обладающих новизной и полезностью для широкого круга людей.
Уровень мотивации – набор мотивов, которыми руководствуется человек. Чем выше уровень, тем сложнее мотивы и тем более широкий круг людей они затрагивают.
Ход «внутренних обстоятельств» – действие (аналог – ход шахматной партии) внутренних проблем человека против его дела.
Актуальность
Творческая деятельность связана с преодолением трудностей. Кроме внешних, существуют внутренние – сопротивление, связанное с новизной, непривычностью работы. Как преодолевать это внутреннее сопротивление?
Отношение личности к деятельности принято называть мотивацией. Известные нам на сегодняшний день подходы к решению проблем мотивации не дают ответов на многие вопросы:
- Как побудить человека стабильно работать на уровне «выше среднего»?
- Как побудить человека заниматься новой, непривычной, дискомфортной деятельностью?
- Как личности самой регулировать собственную мотивацию, бороться с внутренними препятствиями к работе?
Целью нашей работы было выявить закономерности и в конечном итоге создать побудительную методику, которую можно применить в том числе к творческой работе, трудности которой неизбежны, а отдача приходит небыстро.
Областями поиска решений стали те сферы, где наиболее остро стояла проблема коррекции поведения человека, повышения психологической и моральной устойчивости и кардинального увеличения (иногда – начиная с отрицательных величин) продуктивности работы.
Источники сбора данных:
- труды классиков педагогической психологии (таких как Л. С. Выготский, А. С. Макаренко) и менеджмента (например, П. Друкера);
- исследования в области коррекции девиантного поведения (правонарушений, различного рода зависимостей и т.д.);
- опыт деятельности благотворительных организаций и отдельных личностей;
- практический опыт Автора и коллег в областях: бизнеса, психиатрии, психологии, дефектологии и др.;
- в меньшей степени – биографические материалы о творческих личностях;
- исследования в области трудовой мотивации.
В результате сбора и анализа материала была создана модель уровней мотивации. На каждом уровне – свои мотивы, проблемы и решения.
NB! Знакомство с таблицей рекомендуется начинать с нижних строк, так как уровни для наглядности даны «по восходящей»
Новизна модели:
1. В центре не изолированная личность человека, а отношения «личность - другие». Известные нам теории мотивации оставались на уровне отдельной личности и не учитывали коллективных факторов.
2. Уровни мотивации вытекают один из другого, т.е. каждый последующий является «надстройкой» над предыдущим, не отменяя, а дополняя его.
3. Для деятельности важна не сама мотивация, а сочетание мотивации с волевым актом, который является главным в этой паре. Роль волевого акта растет от уровня к уровню в связи с тем, что возрастает уровень решаемых личностью задач — и количество переключений деятельности. Именно переключения требуют волевых усилий.
4. Творческая деятельность - наиболее сложная система деятельности, требующая самого большого числа переключений (речь идет о высокой степени новизны).
Сводная таблица
Описание уровней
-1. Отрицательный уровень.
Личность:
- удовлетворяет свои потребности (решает свои задачи) за счет других;
- часто руководствуется близкими по времени стимулами («Украл, выпил, в тюрьму!»);
- часто не способна на переключения, но в случае развитых волевых и некоторых других качеств бывает способна и на сложные противоправные комбинации (напр., организовать преступное сообщество, деструктивный культ).
Типажи: от простых («зависимый», «мошенник», «тунеядец») до более сложных («криминальный авторитет», «полевой командир», «лидер культа»).
-1.1. Ход «внутренних обстоятельств» – самообман вместо волевых усилий.
Человек придумывает себе оправдания вместо волевых усилий по приемлемому для общества решению своих задач.
Области решения:
- 1.1.1. Управляемый кризис / система кризисов.
Формула: кризис + указание направления выхода на результат.
Доклад А. А. Рыжачкова о роли кризисов в формировании моделей поведения личности был представлен на конференции «Стратегии творчества», видеозапись доступна на официальном канал.
Разновидность – широко применяемый А. С. Макаренко метод «взрыва».
Отдельные приёмы:
- Ограничение – напр., лишение поддержки деньгами.
- Цепочка мелких циклических «встреч с проблемой».
Булгаковской Фриде, персонажу «Мастера и Маргариты», силы Тьмы каждый день подкладывали платок, которым она задушила собственного младенца. Правда, делалось это с целью доставить страдание, а не вызвать раскаяние… Но тот же прием (на это есть примеры в собранной базе) можно использовать в благих целях и щадящем режиме.
- 1.1.2. Принуждение
Крайняя мера, в комментариях не нуждается.
- 1.0 Упреждающй ход: развитие волевых качеств у ребенка.
Практически всегда «падение» в отрицательную мотивацию – проблема воли. Волевые качества преступников, согласно исследованиям в колониях, неизменно ослаблены, и ведущую роль начинает играть или дурное влияние, или собственные аффекты.
До подросткового возраста, по-видимому, ребенок еще не может воспитывать свои качества сознательно и нуждается во внешних воздействиях. Поэтому имеет смысл говорить о воспитании, хотя возможен и целенаправленный аудиторный тренинг.
Отдельные принципы развития / воспитания воли ребенка:
1. Учет возрастных психофизиологических особенностей.
Например, в дошкольном возрасте волевые качества легче мобилизуются и развиваются через игру.
2. Гармонизация сфер волевого развития: теоретической и практической.
По данным исследований, волевые усилия могут развиваться гармонично, а могут односторонне – только к теоретической работе (школьные предметы) или к практической (работа руками, организация).
3. Оптимальная роль родителей.
В настоящий момент можно выделить 2 фактора положительного родительского воздействия на развитие волевой сферы ребенка (в варианте полной семьи):
1) Общая здоровая психологическая обстановка в семье, отсутствие конфликтного поведения по отношению к другому супругу и к детям:
2) Родители воспитывают обе сферы волевого развития, «теоретическую» и «практическую». Как правило, каждый берет на себя развитие какой-то одной из них, причем отец чаще – «теории», мать – «практики».
4. Решение сложных задач.
1. Первый уровень.
Личность:
- удовлетворяет биологические и социальные потребности свои и ближайшего социального окружения (семья);
- руководствуется близкими по времени стимулами;
- не совершает переключений, стремится выполнять привычную деятельность.
В том числе – не осваивает новые мыслительные парадигмы, руководствуется в поведении «прописными истинами».
Этому уровню соответствует широкий спектр социальных типажей: на одном полюсе – «обыватель», на другом – «честный труженик».
Профессия / сфера деятельности не принципиальны:
- иммигрант-«гастарбайтер», трудящийся для того, чтобы отсылать деньги многочисленной родне;
- рядовой потребитель, встающий в очередь за очередным новомодным гаджетом;
- поэт, пишущий стихи по вдохновению и «для души».
1.1. Ход – нет понимания важности усилий.
Личность не осознает необходимость усилий и не делает выбор.
(Варианты, когда результат может быть получен без усилий, здесь не рассматриваются).
Известный медикам факт – выздоровление возможно, если больной хочет выздороветь.
Этот ход и создает постоянный риск «покатиться по наклонной», и мешает выбраться.
Области решения:
1.1 Управляемый кризис (см. выше).
1.2 Использование естественных реакций и психофизиологических эффектов.
Напр., А. С. Макаренко использовал склонность детей к военным играм. Так, дневальный стоял на посту с незаряженной винтовкой – это влияло на всех лучше, чем сами правила распорядка.
1.3. Использование эффектов «оболочек».
«Оболочка» в данном случае – система из других людей, в которую помещен индивид.
Эффекты «оболочек» – окружение положительно влияет на человека. Напр., человек охотнее работает, если все вокруг работают, или выполняет обещание, если в окружении об этом обещании знают.
1.4. Волевой тренинг.
Мотивацию бессмысленно тренировать – ее задачи решаются организацией опыта личности и прямым и непрямым воздействием на ее выбор, а не упражнениями. С волей все наоборот.
Подобного тренинга еще не существует. Но на основании исследований волевой деятельности в настоящее время можно вывести некоторые его параметры.
Компоненты волевого тренинга взрослых:
1. Самоотчет – знание личностью собственных черт и сторон, помогающих или мешающих в деятельности.
Прием – ведение дневника.
2. Естественные упражнения (термин В. И. Селиванова) – развитие воли на конкретных задачах деятельности.
Пример развития дисциплинированности на текущей задаче: норматив по количеству ежедневно написанного текста у многих писателей.
3. Специальные упражнения – искусственные приемы развития воли.
Пример: специальные упражнения на развитие произвольного сценического внимания широко разработаны в театральной педагогике – трудах К. С. Станиславского, С. В. Гиппиуса.
4. Подкрепление – положительная обратная связь, желательно коллективная (в некоторых случаях – отрицательная для мобилизации, напр., дисциплинированности).
Некоторые принципы тренинга:
- Оправданная безопасность – нагрузки, в том числе психологические, должны быть высокими, но не должны травмировать и провоцировать срыв или неуправляемый кризис.
- Через преодоление препятствий.
- Через тело – обязательно задействуется физиологический компонент, как минимум, физическое действие.
- Вход в зону ближайшего развития – через уже развитые качества.
- Гармонизация «теоретической» и «практической» волевой сферы (см. выше).
- Одновременный тренинг возбуждения и торможения различных волевых процессов.
2. Второй уровень.
Личность:
- удовлетворяет свои потребности через решение задач (удовлетворение потребностей) других;
- способна работать на результат, отдаленный по времени (напр., приобрести квалификацию), и опираться на правила, стандарты, условия.
- совершает необходимый минимум переключений деятельности.
Типажи: от «профессионала» (работает в одиночку) до «бизнесмена» (организует не только себя, но и других).
2.1. Ход – внутренний конфликт: личность НЕ верит в возможность достижения результата или в свою правоту на пути к результату («терзают сомнения»).
Литературный символ этого пункта – шекспировский Гамлет.
Области решения:
2.1.1 Выведение личности за свои рамки («интересы других», «интересы Дела» (которое существует для многих, а не для одного).
Психологические ресурсы одного человека ограничены. Ресурсы многих людей больше, чем одного. Развитая ориентация на других побуждает совершать действия и выдерживать нагрузки, которые трудно выдержать только «для себя».
Примеры: одиночные плавания А. Бомбара, Х. Линдеманна.
В практике А. С. Макаренко всегда применялась ответственность воспитанника перед всем коллективом, а не только перед собой или одним руководителем.
2.1.2 «Положительный» кризис / серия кризисов, когда человек на практике убеждается, что способен на результат, наглядное доказательство, субъективно достижимый эталон.
Усиление: задействуются одновременно эмоции и волевые усилия.
2.1.3 Подкрепление – стимулирование действий в нужном направлении значимым для человека ресурсом.
Важно – делать это на подъеме, а не на пике или спаде (Нобелевская премия, к примеру, обычно вручается именно тогда…)
2.2 Ход – дискомфорт от необходимости переключений
Области решения:
2.2.1 Волевой тренинг (см. выше)
2.2.2. Овладение «культурными орудиями» – самообразование, обучение.
2.3. Ход – рецидивы мотивации нижних уровней.
Области решения: ???
Самое слабое место – эффекты высшего уровня пока не доступны, доминанты нижних уровней все еще сильны. Очевиден вектор развития – вверх, к третьему уровню, но инструментальных решений пока нет.
Так, А.С. Макаренко устойчиво научился выводить своих воспитанников с отрицательного уровня (из девиантного поведения) на второй, но и там случались срывы на фоне, напр., несчастной любви, о чем сам автор откровенно писал и рассказывал на встречах с читателями. До высшего уровня, т.е. до самого Макаренко, поднялся только его ближайший ученик, выдающийся советский педагог С. А. Калабалин (в произведениях Макаренко – Карабанов). Хотя, возможно, сыграло роль и то, что большинство бывших воспитанников Макаренко погибли на полях сражений Великой Отечественной войны.
3. Третий уровень.
Личность:
- решает задачи (удовлетворяет потребности) других и для других;
- зачастую осознанно руководствуется отдаленными по времени перспективами и собственными правилами;
- вынуждена совершать множество переключений между задачами/действиями разных уровней.
Типажи: «человек долга», «подвижник» (по шкале Т. Джефферсона – в деятельности может не быть новизны, но всегда есть польза) – «творческая личность» (кроме пользы есть новизна высоких уровней по Г. С. Альтшуллеру).
3.1 Ход «внутренних обстоятельств» – деятельность требует большого количества переключений/операций, из-за чего развивается внутреннее сопротивление.
3.1.1. Область решения – сокращение количества шагов / переключений за счет «свертки».
Многочисленные примеры подобного рода содержатся в докладе А. А. Рыжачкова о творческих стратегиях инвалидов, прочитанного на 35-й конференции «Стратегии творчества». Видеозапись выступления с докладом доступна на youtube-канале портала VIKENT.RU (используется термин «адаптация рабочего пространства / ритма»).
Кроме чисто физических переключений при решении задач высоких уровней необходимы переключения и в парадигмах мышления – напр., ученые не переключается с одной теории на другую.
Ошибка: смешивание контекстов (т.е. нет переключений – например, наука и религия, наука и администрирование), выбор направлений «из нижних уровней мотивации»
3.2. Ход – рецидивы нижних уровней.
3.2.1. Область решения – эффекты «оболочек» (семья, единомышленники, соратники, ученики).
Окружение мешает личности «скатываться» к привычным моделям поведения, иногда используя методы, приведенные в самом низу таблицы.
Автор благодарит Анатолия Александровича Рыжачкова за большой объем фактического материала и помощь в формулировке ряда основных положений.
Статья автора и литературного редактора издательства Livrezon А. Шушпанова.
Источник: https://livrezon.com/publication/volya-i-motivaciya-v-tvorcheskoi-deyatelnosti