Воспоминания важно передавать в будущее правильно, неискаженно. Потому что каждое следующее поколение должно иметь свободу выбора - жить так, а не иначе. Я пишу эту статью именно потому что хочу справедливого суждения, а не когнитивного тумана.
_______
В декабре 1991 года, государство Советский Союз перестало существовать. Страна переживала мощный экономический кризис. Кто скажет, что на прилавках было все - в ответ можно просто печально улыбнуться. Основная масса людей испытывала постоянное нервное напряжение от отсутствия ощущения защиты государством.
Но некоторые люди до сих пор упорно повторяют: "А при Советском Союзе жили лучше!". Поначалу, я всегда пытался привести грамотные и взвешенные аргументы, тщательно выбирая слова, чтобы не обидеть людей. Но в ответ получал не такие же основательные ответы, а детское: "Все равно было лучше". Я злился, кричал и пытался найти еще больше подтверждений тому, что Советский Союз был, по сути, великим общим обманом, заболоченной местностью. Снова и снова вступал в спор и объяснял - вот почему я так считаю, вот доказательства. Я ожидал, что в ответ на меня посмотрит очищенный взор. Но снова пелена на глазах и повторение одного и того же: "Было лучше, было лучше".
Со временем я повзрослел. Мне стало неинтересно переубеждать людей в этом вопросе. Да и во многих других. Но недавно наткнулся на хорошую статью по теме, вспомнил свои эмоции и попробовал вновь поднять информацию. Получится ли в этот раз донести свои мысли хотя бы нескольких людей? Если да - я буду считать это большим успехом.
В этой статье поговорим об одном очень распространенном заблуждении: В СССР было лучшее в мире образование!
Давайте на чистоту: объективно оценить в какой стране учат на самом деле хорошо - нет. В раннем советском образовании студентов старались готовить достаточно хорошо. Этому есть и подтверждение: после развала Советского Союза многие из наших ученых пользовались спросом в других странах. Но именно обычным спросом - их просто принимали на работу наравне в другими специалистами.
То, что их брали в научные ряды, совсем не значит, что они были лучшими. По комментариям тех, кто уехал из страны, делаем вывод: наши ученые попадали работать в команды высоких профессионалов со всего мира. Это были и просто талантливые люди и те, кому дали хорошее образование, но не в России. Т.е. развитые страны хватали всех, кто бежал от режима и хоть что-то знал.
Зато недостатки в советском образовании были такие, что многие из тех, кто учился в СССР, с трудом могут слушать восторженные возгласы о «лучшей в мире системе». Реальные ученые в нашей стране считают, что успехи в науке достигались, скорее, вопреки системе образования. Через тернии к звездам.
Для того, чтобы добиться признания или просто работы, люди преодолевали огромные бюрократические заморочки и другие странные преграды, которые вообще не были связаны с наукой. Вы знали, к примеру, что в вузы не принимали многих людей просто по национальному и даже классовому признаку? Период с 1960 по 1980 год был временем мощного антисемитизма в математике — евреям крайне трудно было попасть на мехмат. Негласные ограничения действовали и на прием в другие вузы — например, в престижные МГИМО и МВТУ им. Баумана.
И давайте будем честны: простому школьнику учиться было невероятно сложно, неинтересно и скучно. Система образования не подразумевала игровой формы, свободного высказывания. Любознательный школьник всегда жестко осаживался учителем, выбивая последние крохи критического мышления.
А что говорить о снабжении школ и вузов. Помните эти унылые, пустынные кабинеты, которые сами родители и учителя пытались хоть немного обустроить? В нашей школе мы шли на урок биологии как на праздник, ведь иногда, если очень повезет, там можно было увидеть искусственный скелет. Стены в этом кабинете я помню до сих пор - на них висело множество картинок с животными. Надо ли говорить о том, что биологию сдавали все на "4" и "5"?
Сейчас мы видим проекторы, телевизоры, тетрадки в достатке, ручки, карандаши, альбомы - все, что я запомнил в своем советском детстве страшным дефицитом и мечтой простого учащегося. Кто-то скажет - сейчас все дети сидят в гаджетах и не учатся. Ответ прост - гаджеты дают им родители, потому что сами сидят в телефонах неотрывно. Зато как приятно потом посудачить - вот, дескать, раньше гаджетов не было, дети бегали и учились. Граждане, дети полностью зависят от вас - не давайте!
Идеология двигала всем и влияла на все в образовании: программы обучения, критерии отбора, саму подачу материала. Конечно, при такой "промываловке" ты, поневоле, подхватишь эту мантру: "Было лучше, было лучше".
Вспомните, как вы себя ведете, когда вам черная кошка перебегает дорогу? Вам в детстве мама внушила, что это плохо. Будучи взрослым, вы, понимая умом что это бред, все равно нет нет да и плюнете через плечо. Мысленно вас начнут терзать сомнения о правильности маршрута. Вот как тяжело из нас выходят когнитивные искажения, привитые в детстве и юности.
В образовании Советского Союза много времени и сил уходило в пустую на на изучение совершенно бестолковых предметов, таких как, к примеру, история КПСС. Этот предмет не любили, на нем засыпали, прогуливали, считали мух, приставали к симпатичным однокурсникам и однокурсницам. Но сдавать его приходилось всем. Попробуй не сдай - без него талантливые умы не могли успешно закончить учебу. Тех, кто не учился по этому предмету, либо не хотел преподавать, либо интерпретировал по-своему на уроках - отчисляли из вузов по политическим соображениям. Причем "кара небесная" могла распространяться и на родственников такого человека, и на друзей.
Что уж и говорить о том, что советская высшая школа находилась практически в полной изоляции от мира. Иностранные языки преподавались слабо — если не считать специализированные вузы и элитные школы для детей номенклатуры. По своей школе и вузу я помню, что учитель немецкого и его предмет считались второсортным приложением к основной программе.
Творчество многих выдающихся поэтов и писателей не изучалось по политическим соображениям. Например, идеологически неправильными оказались поэты Серебряного века: Ахматова, Цветаева, Пастернак, Мандельштам, Гумилев).
А что было с предметом истории - страшно вспомнить. Ее преподавали исключительно в одобряемом государством ключе. Многие события трактовались искаженно, а некоторые, которые нельзя было объяснить в нашу пользу, просто замалчивались. Например, из истории 20-го столетия "выпадал" целый кусок трагедии советского народа - репрессии. Иногда такое влияние испытывали и точные науки: печально известная «лысенковщина» из советских учебников по биологии исчезла только к 1960-м годам.
__________________
Я буду рад услышать ваше мнение, даже если оно отличается от моего. Все же я - не истина в последней инстанции. Будьте здоровы и счастливы, это главное!
А если вам важно сохранить вашу собственную историю достоверно - обязательно загляните на наш проект Nasledie.digital.