Современный фильм сочетает в себе изображение с речью, музыкой и звуковыми эффектами, но его суть заключается в движущемся изображении. Диалоги и музыка – вспомогательные. Зритель «читает» информацию в сменяющихся друг за другом кадрах. Причем часового фильма хватит, чтобы рассказать историю трагической любви или сотворения мира. Как снимать удачные кадры, зачем использовать план и перспективу – рассказывает Влад Сабатовский — владелец видеодеопродакшна «Хохлов Сабатовский».
Каждая картинка несет в себе определенное количество информации двух типов. Первый касается того, что происходит в материальном мире, представленном на картинках, второй рассказывает нам об изменении душевных состояний персонажей. Ясность информации и изменение настроения зрителя зависят, прежде всего, от того, как формируется изображение фильма.
Что такое план и почему это важно?
Замкнутое в рамку экрана изображение передает информацию о некотором фрагменте действительности. Если изображение содержит большое количество мелких элементов, наше внимание отвлекается, и мы можем легко прочитать только очень общую информацию - например, пустыню, горы, большой город и т.д. Но мы мало знаем о том, где находится персонаж и что он чувствует. Если, с другой стороны, мы видим только фрагмент плачущего или смеющегося лица, мы получаем информацию о душевном состоянии персонажа, но ничего не знаем о месте действия и, возможно, причине радости или печали.
Здесь применяется следующее правило: чем больше мы показываем, тем шире мы передаем информацию, чем меньше мы показываем, тем точнее, но в большей степени вырванной из контекста, будет информация.
Чем дальше мы находимся, тем больше видим, но менее точно, чем ближе мы, тем меньше видим деталей. Вот почему планы, использованные в фильме, играют очень важную роль.
- Очень дальний план (XLS – Extreme Long Shot) показывает место действия с точки зрения географического и городского планирования. Видны фигуры людей, идентификация персонажей невозможна, виден ландшафт, топография, тип зданий – деревенские домики или зеркальные небоскребы.
- Дальний (LS – Long Shot) показывает место действия в архитектурном масштабе, отдельное здание, маленькие узнаваемые фигуры, большие группы людей. Высота силуэта составляет примерно половину высоты кадра.
- Общий (FS - Full Shot) показывает персонажа или группу персонажей в полный рост, с небольшим отступом под ногами и над головой. Действия и жесты персонажей легко идентифицируются, мимика не очень четкая.
- Американский план (ковбойский снимок) показывает фигуру от середины бедер вверх. Это чуть более полная версия среднего плана. Есть версия, что он был создан в эпоху вестернов, когда средний план был специально увеличен, чтобы показать оружие, свисающее с пояса.
- Первый средний кадр показывает фигуру от бедер вверх. План для съемки диалогов.
- На среднем крупном плане изображена фигура от локтей вверх. План портрета. Интимный план, показывающий мимику и душевное состояние персонажа.
- Крайний крупный план показывает лицо персонажа, иногда обрезанное сверху. Очень интимный план, показывающий нюансы психологической игры, слезы, направление взгляда, мигание глаза.
- Деталь (итальянский снимок) показывает небольшой фрагмент объекта, например, часть лица, глаз. Четкая текстура кожи, морщины, ресницы. Однако более крупное целое, к которому принадлежит деталь, узнаваемо.
- Макродеталь – обычно демонстрирует элементы нечитаемых в природе для человеческого зрения размеров, заполняющих кадр. Видны, например, сосуды глазного яблока.
Перспектива съемки
Только в раннюю эпоху немого кино камера с фиксированной оптикой снимала единый сюжет в общем плане. Со временем операторы и режиссеры превратили камеры в активных зрителей этой реальности или даже совместили ее с глазами главных героев. Нестандартная установка камеры привносит в фильм субъективный и эмоциональный элемент. Таким образом, перспектива является одним из важных факторов, определяющих ход повествования.
- Снимок с высоты птичьего полета - камера смотрит почти вертикально вниз, показывая персонажей и объекты в короткой, четко позиционируемой обстановке. Обычно камеру прикрепляют к лифту, самолету или вертолету, чтобы делать снимки. Черты лиц персонажей невозможно рассмотреть.
- Высокая перспектива – камера находится над линией глаз персонажа и снимает вниз. Персонажи кажутся «уязвимыми» и зависимыми. Под большим углом черты лица остаются разборчивыми.
- Нейтральная перспектива (выстрел в голову) – на уровне глаз, камера снимает по горизонтали. Этот метод фотографирования вызывает наименьшие искажения перспективы и наиболее близок к интерпретации пространства человеческим глазом. Поэтому такая перспектива называется нейтральной.
- Низкая перспектива (снимок под низким углом) - камера находится ниже линии глаз и снимает вверх. Черты лица остаются разборчивыми. Сеттинг предлагает точку зрения более слабого или покорного человека, смотрящего на более сильного и доминирующего человека.
- Перспектива PoV – камера снимает именно то, что видят глаза главного героя. Обычно речь идет о ситуациях, когда персонаж находится в движении, а камера фиксирует изображение, которое меняется перед глазами.
- Голландская перспектива – камера немного наклонена в сторону по отношению к вертикальной оси, что приводит к наклону изображения. Эту настройку не следует путать с высокой или низкой перспективой, когда камера наклонена вперед или назад, а не в одну сторону.
Как двигать камерой?
Движение камеры приводит к перемещению неподвижных элементов отснятого изображения в кадре. Зритель, конечно, знает, что это «кадр движется», а не здание, видимое на экране, хотя на самом деле экран неподвижен, и изображение здания движется по нему. Движение камеры, синхронизированное с движением движущихся объектов, может привести к получению изображения, на котором движущиеся объекты остаются на месте, а их неподвижное окружение движется. Этот эффект можно использовать для создания множества кинематографических эффектов.
Таким образом, эффект движения на картинке может быть результатом:
- изменение положения камеры по отношению к реальности фильма (вращение, движение)
- изменение фокусного расстояния объектива камеры (зум)
- изменение глубины резкости.
Положение камеры по отношению к снимаемым объектам может быть изменено ее смещением по отношению к снимаемому плану или поворотом по отношению к одной или двум осям (вертикальной и горизонтальной) камеры.
- Панорама и вращение
Когда камера остается на месте, но вращается вокруг вертикальной оси, изображение фильма перемещается по горизонтали в широкой полосе, известной как панорама. Снимок, сделанный таким образом, еще называют панорамой. Чтобы запись панорамы была удобочитаемой, камера должна двигаться относительно медленно. Крайний случай панорамного снимка - это съемка, когда камера очень быстро вращается, намеренно размывая детали изображения. Это иногда используется в качестве завершения кадра, символизируя перенос действия в совершенно другое время и место.
- TRACKING SHOT
Другой эффект - это съемка объектов, когда камера движется в направлении, поперечном направлению съемки (вертикальном или горизонтальном) или в направлении съемки (к объекту и от объекта).
- ZOOM
Кадры, снятые передвижными камерами с фиксированной оптикой, изменяют план, сохраняя пространственные отношения между объектами. Объективы с переменным фокусным расстоянием (так называемый зум) позволяют снимать фотографии разных плоскостей с помощью фиксированной камеры, то есть явно уменьшая и увеличивая масштаб объектов, но с изменением отношений между объектами.
В обоих случаях мы получаем изображения, показывающие одни и те же объекты. Нет никакой информационной разницы. Но эмоциональный посыл – различен. Кадры, сделанные с помощью линз с большим фокусным расстоянием, сглаживают пространство, уменьшают различия в размерах объектов, вызывают впечатление удаленности и покоя. Снимки, сделанные с помощью широкоугольных объективов, деформируют пространство, подчеркивают диспропорции между объектами, привлекают зрителя в центр действия, повышая эмоциональное напряжение.
Знание эффектов использования различных приемов позволяет выбирать и комбинировать их в соответствии с желаемым результатом. Хотите стать настоящим профи к киноиндустрии? Записывайтесь на курс по видеосъемки от «ХохловСабатовский».
Обучение обеспечит вам хорошо структурированную информацию – от азов до профессиональных фишек и инсайтов, которые помогут вам выделиться на фоне тысяч киноделов.
Запись на ближайший старт уже открыта. Присоединяйтесь!