Проблема нелегальной трудовой миграции в современной Российской Федерации относится к категории одной из самых острых.
Далеко не все выходцы из Средней Азии ведут себя как покладистые услужливые гастарбайтеры, готовые «пахать» с утра до ночи за гроши. Некоторые из них проявляют агрессию в отношении местного населения, собравшись в группировки, жестко делят между собой районы и сферы трудовой деятельности. Причин тому много: и бесправие приезжих, юридически находящихся в «серой», а то и «черной» зонах, что позволяет недобросовестным работодателям «кидать» их, и межнациональные, межкультурные различия.
Однако острота проблемы в значительной мере сглаживается, поскольку, заработав какие-то деньги, гастарбайтеры уезжают домой в Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан и другие бывшие советские республики. Но что, если им будет некуда вернуться?
Уже сейчас просматриваются предпосылки того, что миллионы жителей Средней Азии могут перебраться в Россию на постоянное место жительства, и воспрепятствовать этому никак не получится.
«Сахара» идет
Невозможно отрицать происходящее прямо на наших глазах изменение климата. Согласно прогнозам ООН, к 2050 году, то есть, всего через 30 лет, все человечество может столкнуться с дефицитом воды. Имеется и более скептические оценки, если верить которым, к 2070 году климатические условия Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки изменятся столь радикально, что будут соответствовать, скорее, пустыне Сахара.
Одним из самых пострадавших рискует стать регион Центральной и Средней Азии, где традиционно в большом дефиците пресная вода. Уже сейчас союзники по ОДКБ Таджикистан и Кыргызстан стреляют друг по другу из-за контроля над водными ресурсами.
Что будет через 30-50 лет, когда температура там повысится и реки пересохнут?
Известно что. Начнется голод. Долго на гуманитарной помощи не протянешь, потому населению придется массово сниматься с мест в поисках лучшей доли. Но куда они пойдут?
Хороший вопрос.
1 миллион гектаров угодий
Правительство Узбекистана, прекрасно понимая свои перспективы реальные возможности, заранее на упреждение начало договариваться с Москвой о долгосрочной аренде 1 миллиона гектаров сельскохозяйственных земель. Заявлено, что узбеки сами будут их обрабатывать и вывозить урожай к себе домой. Российский бюджет якобы чуть ли не озолотится от такой арендной схемы.
Всех волнующихся о том, что наличие таких угодий в долгосрочной аренде станет фактором, привязывающим гастарбайтеров к земле, успокаивают нелепыми объяснениями, что узбеки-де не любят русской зимы и холода и непременно поедут домой до весны.
А если нет?
Климатические беженцы
Особо не афишируя, в прошлом 2020-м году, Комиссия ООН приняла одно весьма далеко идущее решение. Согласно ему, теперь запрещено высылать на родину беженцев, если там им угрожает некое климатическое или экологическое бедствие. Это означает, что создан юридический прецедент, закрепляющий статус и особые права так называемых «климатических беженцев».
К слову, перечень того, что ООН относит к экологическим бедствиям, весьма широк: это, например, засуха и опустынивание земель, наводнение, повышение уровня моря, экстремальные погодные явления, а также вооруженные конфликты за природные ресурсы и проч.
Как видно, длительная засуха и потенциальная война за воду в Средней Азии вполне подходят. Если, вернее, когда нечто подобное произойдет, миллионы узбеков, таджиков и киргизов могут сняться с мест и переехать на ПМЖ в Россию. И никто не будет вправе им отказать в этом, поскольку они будут климатическими беженцами.
Лучше всех обоснуются в России миллионы граждан Узбекистана, поскольку Ташкент для них уже заботливо подготавливает 1 миллион гектар сельскохозяйственных земель, где они смогут освоиться на новом постоянном месте жительства (ПМЖ).
Поставьте, пожалуйста, лайк и подпишитесь на наш канал.