Найти тему
Glamour Russia

Шаг к осознанности: все, что нужно знать о тестах на животных и косметике cruelty-free

Оглавление

Рассказываем, почему вам стоит перейти на этичную косметику и какие бренды не тестируют свои средства на животных.

Требования потребителей к индустрии красоты трансформируются. Особенно эти изменения стали заметны в прошлом году, когда из-за глобальной пандемии коронавируса мир столкнулся с необходимостью жить в новой реальности. Так, по информации YouScan, индустрия красоты «старается поддерживать экологическую тенденцию Clean Beauty». Этот тренд касается как состава косметической продукции, так и ответственного отношения к животным. Конечно, полностью отказаться от испытаний на животных пока готовы еще не все страны. Однако ситуация с каждым годом улучшается. О ключевых аспектах подхода cruelty free редакция Glamour побеседовала с экспертами в области ветеринарии и производства органической косметики.

Законодательные требования к тестированию косметики на животных в разных странах

Так, до 2011 года в России испытания бьюти-средств на животных было обязательным. Однако сейчас на территории нашей страны и государств, входящих в Евразийский экономический союз, введены, в том числе, и этичные методы тестирования парфюмерии и косметики. При этом каким способом пользоваться — традиционным или альтернативным — оставлено на усмотрение компаний-производителей. А вот бытовая химия и фармацевтические ингредиенты, которые используются в косметологии, у нас все еще подлежат обязательному тестированию на животных.

Сложнее всего положение с законодательством обстоит в Китае. Только с прошлого года в стране стали внедряться два этичных метода проверки на раздражение глаз и кожи. Хотя они полностью и не заменяют испытания на животных, но минимизируют их страдания. Китай является важным рынком для индустрии красоты. И многие бренды вынуждены проверять свою продукцию на животных, чтобы продавать ее в этой стране, — тестирование на животных по-прежнему обязательно для всех импортных косметических средств.

В Евросоюзе жестокие способы тестирования запрещены с 2013 года. Кроме того, также не разрешен ввоз и продажа на территории ЕС импортной продукции и ингредиентов, которые испытывались на животных. К слову, аналогичные требования действуют в Израиле и Индии. В целом, уже более 40 стран отказались от такого способа испытаний. Кроме того, ЕС призывает мировое сообщество полностью прекратить жестокую практику к 2023 году. Но когда наша страна будет готова последовать таким призывам — большой вопрос.

-2

К сожалению, российское законодательство в этих вопросах далеко не совершенно. К примеру, в Россию не могут ввозиться средства бытовой химии, не прошедшие тестирование in vivo. А согласно правилам Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА), краски для волос с высоким pH тоже должны проходить испытания in vivo, чтобы получить более точные данные о возможной опасности ингредиентов для человека. Тем не менее, ситуация может улучшиться, если в скором времени будут приняты поправки к соответствующему техническому регламенту тестов для синтетических моющих средств.

Что касается законодательной базы США, то там существуют ограничения на тестирование косметики на животных. Калифорния первой предложила запретить продажу и рекламу декоративных и гигиенических средств, тестируемых на животных, а также соответствующие цепочки поставок. И это может послужить мощным толчком к изменениям на уровне страны. Ведь исследование, проведенное компанией SurveyUSA, показало, что 8 из 10 американцев поддержали бы закон об отказе использования животных в тестах косметики.

Альтернативные методы тестирования

Для проверки своей продукции компании могут использовать альтернативные методы тестирования. Среди них тестирование in vitro — проведение опытов «в пробирках», на культурах клеток. Для проверки можно использовать искусственную кожу, ведь сейчас в лаборатории можно воссоздать абсолютно любой тип кожи — сухую, чувствительную, с морщинками и т. д. На помощь может прийти компьютерное моделирование, позволяющее предсказать различные реакции организму человека. Возможно и тестирование на добровольцах, которые в обязательном порядке должны быть застрахованы.

Технологии развиваются — например, уже была создана синтетическая модель печени человека для проверки ее способности обезвреживать определенные вредные вещества, а также выращены специальные салфетки, которые используются для тестирования бытовой химии и косметических средств.

К тому же альтернативные методы тестирования значительно быстрее, дешевле и эффективнее. Та же донорская ткань человека после биопсии, косметической хирургии или трансплантаций даст более полные и ценные сведения о воздействии различных средств на человека, чем тестирование на животных. Так, из восстановленной ткани человека были смоделированы глаза и кожа, которые используются в тестах на раздражение вместо кроликов. Вывод, что курение вызывает рак, был сделан в результате исследования медицинской статистики. В то время как у мышей и крыс табачный дым рак не вызывает.

Что касается точности, то и здесь альтернативные методы дают лучший результат. К примеру, аллерготесты на морских свинках и мышах дают точность от 72 % до 82 %. В то время как тестирование на клетках человека показывают до 90 % точности. Пресловутый тест Дрейза на раздражение кожи на кроликах может предсказать реакции только в 60 % случаев. А использование с этой целью восстановленной человеческой кожи поднимает точность до 86 %.

Использование в брендах cruelty free ингредиентов, которые тестировались на животных несколько десятков лет назад

В целом, различают cruelty free и «веганскую» косметика. Последняя не только не содержит ингредиентов, которые тестируются на животных, но и полностью исключает использование продуктов животного происхождения — пчелиного воска, ланолина, кармина и других.

Безусловно, сейчас технологии и составы косметических средств значительно улучшились. Тот же глицерин можно получить из растений, например, из сои. Однако многие производители указывают в составе своей косметической продукции просто «глицерин». И потребителю непонятно, какого он происхождения. Кроме того, он не сможет быстро и просто это проверить. Если покупатель хочет приобрести полностью веганскую косметику, то ему нужно искать на упаковке соответствующий значок сертификации.

В остальных случаях пользователь может обратиться к таким ресурсам, как РЕTA и Crueltyfreekitty.com. Здесь можно ввести название бренда – производителя косметики и узнать, является ли он cruelty free.

-3

Использование ингредиентов, которые тестировались на животных в связи, например, с применением в фармацевтике (витамины)

К сожалению, все лекарства в какой-то момент проходят тестирование на животных, поскольку этого требует законодательство многих стран. И отечественный рынок не исключение. Однако мнение, что тесты in vivo более надежны, чем in vitro, — сомнительно. К примеру, тот же аспирин может быть токсичным для кролика и безвредным для человека. И наоборот: то, что не вредит грызунам, может негативно повлиять на организм человека. В 90 % случаев лекарства, продемонстрировавшие хорошие результаты в ходе тестирования на животных, не оправдывают ожиданий на этапе испытаний на добровольцах. Это обусловлено различием метаболизма, реакций. Научная литература изобилует сомнениями в эффективности тестов на животных и призывает специалистов быстрее переходить на альтернативные методы. И ученые уже стали прислушиваться, пытаясь сократить использование животных в доклинических исследованиях. Так, геномный исследовательский центр «Институт Сенгера» в мае 2019 объявил, что закрывает свой виварий и переходит на использование альтернативных технологий.

Кроме того, исследования на лабораторных животных значительно дороже альтернативных методов. К примеру, проводимые Мi&Ко тесты in vitro в два раза дешевле, чем «по старинке».

Технологии шагнули далеко вперед. Разрабатываются и тестируются методики испытаний на основе искусственного интеллекта, проводятся исследования на чипах. Мировое сообщество уже движется к тому, чтобы со временем значительно сократить использование животных в тестировании как косметической, так и фармацевтической продукции.