В начале 1950-х музей, созданный как "музей-заповедник" в стенах бывшего Андроникова монастыря, где продолжали жить люди, пытались закрыть, уничтожить, так как "условий для полноценного создания музея не имеется", а коллекции у музея не было. Сотрудников у музея было мало, однако они предпринимали огромные усилия, чтобы доказать значимость будущего музея, его важность, научную значимость. Осенью 1950 года в ещё не отреставрированном Спасском соборе была организована небольшая фотовыставка «Андрей Рублев и мастера древнерусского искусства».
«В настоящее время Музей начинает широко развертывать свою научную и экспозиционную деятельность. Первые шаги его следует приветствовать, как бесспорно ценное достижение. В древнем белокаменном соборе, замечательном памятнике раннемосковской архитектуры, развернута экспозиция художественных фотографий с живописных произведений Рублева и других древнерусских мастеров. Эта экспозиция дает возможность детально изучить собранные музеем воедино произведения, связанные с именем Андрея Рублева» -
писал академик, известный искусствовед М.В. Алпатов осенью 1950 года.
Экспозиция включала фотографии главных памятников древнерусской живописи, в первую очередь, тех, которые связывались с именем Андрея Рублева, а также немногочисленные тогда копии произведений, в основном, гипсовые слепки с рельефов владимирских храмов XII века.
На фотовыставке были представлены фотографии миниатюры из Евангелия Хитрово и Жития преподобного Сергия Радонежского с изображениями Андрея Рублева и эпизодами его жизни, фресок Успенского собора во Владимире, иконостаса Благовещенского собора, работ Феофана Грека, Прохора с Городца и Андрея Рублева, в частности Праздники и Деисус.
Экспозицией были заняты западная и северная паперти собора. Уже при входе краткие выдержки из двух правительственных решений – одно о сооружении памятника Андрею Рублеву из Декрета о монументальной пропаганде 1918 года за подписью В.И.Ленина и второе об образовании Музея имени Андрея Рублева из Постановления 1947 года – утверждали, что это место увековечивает память об Андрее Рублеве.
листайте галерею
Первую экспозицию можно назвать программной. Она говорила о направленности Музея и его подходе к древнерусскому искусству, что нашло отражение в методе показа произведений. Эта фотовыставка была призвана до появления в Музее подлинников наглядно показать развитие древнерусского искусства, все его богатство и его уровень художественной образности. Для зрителей выставка стала настоящим событием, открывавшим забытый мир национального прошлого.
Фотоматериал давал возможность сосредоточить внимание на образе человека в древнерусской живописи. Эта идея принадлежала Н. А. Деминой (1902-1990) - первому научному сотруднику Музея имени Андрея Рублева, известному специалисту по древнерусскому искусству. И, конечно, в центре внимания была рублевская эпоха, ее истоки и характерные черты…
В 1953 году эту небольшую выставку сменила другая, более расширенная экспозиция. В дальнейшем – до 1959 года – в ее состав постепенно вливались копии и оригиналы произведений живописи Древней Руси.
На видео - кадры 1958 года с первой выставки, посвященной творчеству великого русского иконописца. Экскурсию по выставке ведет И. А. Иванова, стоявшая вместе с Д.И. Арсенишвили и Н. А. Дёминой у истоков создания музея.
Первая экспозиция показала, что Музей – центр хранения, показа и изучения художественной культуры Древней Руси, способного представить все богатство нашей страны памятниками живописи русского Средневековья. С начала 1950-х годов стало ясно, что здесь работают люди, заинтересованные в изучении и сохранении таких памятников. Музей начал готовить первые экспедиции в древнерусские города, чтобы спасти иконы в тех местных краеведческих музеях, где не было ни условий для их сохранения, ни специалистов, реставраторов. Так, в одном из них иконами–шедеврами был выложен пол под стеллажи, а в другом иконы стояли в сарае, где хранился каменный уголь. Что говорить о закрытых церквах и монастырях, в которых погибали иконы. Храмы приспосабливали под зернохранилища и иные нужды колхоза. Иконы, внутренние убранство, выносили, иногда жгли. По воспоминаниям участников экспедиций, можно было приехать только к пепелищу, в котором погибли казавшиеся ненужными в советской действительности святыни. Музей взял на себя миссию по спасению этих ценностей.
___
Спасибо за лайки и комментарии! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные рассказы о нашем музее и его экспонатах!