Найти тему

Как голливудский Тарзан стал кумиром советских детей?

Оглавление

Всем известно, что голливудские фильмы не показывались в Советском Союзе. Даже «Унесенные ветром», гремевшие на весь мир, добрались до отечественного проката только в 1990 году. Однако в истории СССР был период, когда положение дел изменилось, и зрители могли беспрепятственно смотреть не только американские киноленты, но даже некоторые фильмы Третьего Рейха. Этот любопытный культурный феномен называется «Трофейное кино».

Автор: Анна Макарова, лектор по кино

Трофейное кино — это кинопленки, вывезенные солдатами Красной Армии из Бабельсберга, где находился богатейший в Германии киноархив. В СССР данные картины заполнили прокат на ближайшие несколько лет, пока восстанавливался разоренный советский кинематограф. Разумеется, фильмы показывались без каких-либо авторских исчислений. Причем касалось это как вражеских картин, так и произведений союзников.

Ажиотаж около кинотеатра, где показывают трофейный фильм "Три мушкетера", Москва, 1951
Ажиотаж около кинотеатра, где показывают трофейный фильм "Три мушкетера", Москва, 1951

Каждая лента подвергалась цензуре. Не редкостью были вырезанные сцены и перемонтированные на свой лад концовки. «Трофеи» лишались оригинальных титров и названий. Так, популярная немецкая комедия «Женщина моих грез» превратилась в «Девушку моей мечты», потому что в СССР посчитали, что грезить о женщине неприлично. Иногда на афише могли написать просто «Зарубежный фильм», и даже такой бесхитростной рекламы было достаточно для полного кинозала.

Марика Рекк в трофейном фильме "Девушка моей мечты"
Марика Рекк в трофейном фильме "Девушка моей мечты"

Часто картина требовала дополнительных пояснений перед началом показа. Помимо классического титра «Этот фильм подарен народу солдатами Красной армии», сочинялись целые «идеологические шпаргалки» для правильного восприятия произведения. Например, перед трансляцией классического американского вестерна Джона Форда «Дилижанс» (в советском прокате «Путешествие будет опасным») давалась следующая информация:

В этом фильме рассказано о нравах американского буржуазного общества, о лицемерии и ханжестве, которые являются его отличительной чертой. Советскому зрителю нетрудно рассмотреть, что фильм неправильно показывает американскую колонизаторскую политику в отношении индейских племен

Так или иначе, фильм очень полюбился советским мальчишкам. Писатель Василий Аксёнов вспоминал, что в детстве смотрел «Путешествие будет опасным» минимум 10 раз и некоторое время общался с друзьями цитатами из него.

Главным хитом «трофейного» кино стал голливудский фильм о Тарзане. Всего в СССР было показано четыре фильма о нем, первый из которых вышел в 1951 году. Главную роль в картине исполнял не просто американский актер, а пятикратный олимпийский чемпион по плаванию — Джонни Вайсмюллер. Перед показом зрителей тоже настраивали на нужный лад, давая следующий титр:

Тарзан как человек, не испорченный буржуазной цивилизацией, противопоставляется жестоким и алчным американским и английским дельцам, приезжающим в Африку в погоне за наживой

Джонни Вайсмюллер в роли Тарзана
Джонни Вайсмюллер в роли Тарзана

Возможно, если бы в Полютбюро смогли точно оценить силу воздействия «Тарзана», его бы не выпустили в прокат. Голливудский герой быстро завладел умами советских детей. Знаменитый крик Тарзана можно было услышать чуть ли не в каждом дворе. Даже любимое развлечение нашего детство — тарзанка — получило это название именно благодаря киноленте.

Популярность Тарзана была настолько феноменальной, что о нем в своем эссе «Трофейное» написал Иосиф Бродский:

Нужно помнить про наши широты, наши наглухо застегнутые, жесткие, зажатые, диктуемые зимней психологией нормы публичного и частного поведения, чтобы оценить впечатление от голого длинноволосого одиночки, преследующего блондинку в гуще тропических джунглей, с шимпанзе в качестве Санчо Пансы и лианами в качестве средств передвижения. Прибавьте к этому вид Нью-Йорка (в последней из серий, которые шли в России), когда Тарзан прыгает с Бруклинского моста, и вам станет понятно, почему чуть ли не целое поколение социально самоустранилось.

Бродский утверждал, что одни только четыре серии «Тарзана» способствовали десталинизации больше, чем все речи Хрущева на 20 съезде и впоследствии. А советский сценарист Резо Габриадзе, написавший «Кин-дза-дзу» и «Мимино», называл трофейное кино одной из причин перестройки.

Таким образом привезенный из Бабельсберга архив прекрасно подтвердил известный ленинский тезис: «Важнейшим из искусств для нас является кино».

Только в этот раз важнейшее искусство оказалось не мощным союзником, а неожиданно серьезным противником.

В истории кино существует множество интересных и парадоксальных историй по типу той, о которой вы прочитали в этой статье. Если хотите узнать больше, досконально разобраться в теме и существенно пополнить свой зрительский багаж, советуем наш видеокурс «Полная история кино: от Чаплина до Спилберга»