Найти тему

Книги, которые я уже успела прочитать за осень

Осень. Школа. Два выпускных класса и один десятый. И - постоянный цейтнот. Что страдает в первую очередь? Книги. (И мое настроение, потому что без чтения вдоволь у меня начинается что-то вроде ломки)
Как назло в первые месяцы осени и книги по-настоящему интересные не попадались.

Самой, пожалуй, необычной оказалась Прогулка с  врачом по страницам литературных произведений - Клаудия Хохбрунн "Герои книг на приеме у психотерапевта".


Авторы предположили, что было бы если бы знакомые нам герои - от Ромео и Джульетты до все того же Гарри Поттера - посетили психиатра.


"Можно ли было уберечь родителей Эдипа от катастрофы путем консультирования по вопросам воспитания детей? В какой степени судьба Ромео и Джульетты объясняется тем, что оба были подростками? Предотвратила бы свобода нравов самоубийство гётевского Вертера?"


Надо отдать должное: каждому герою досталось достаточно серьезно. Ромео - подросток с неустойчивой психикой, неспособный принимать взвешенные решения. Джульетта - дитя эпохи,  к тому же "эмоционально нестабильная личность". И вряд ли герои были бы счастливы (получается, смерть спасла их любовь?)


В детстве я просто обожала Пеппи Длинный чулок. Тем неприятнее было прочитать её "диагноз":


"Быть ребенком для нее означает свободу, потому что она может дружить с теми, кто ей интересен. Пеппи не нужна половая любовь взрослых, которая часто связана с душевными страданиями и болью, когда дело доходит до ревности: в ее модели мира она только в тягость. Если бы Пеппи когда-нибудь выросла, она, конечно, не вышла бы замуж, но имела друзей, с которыми лёгкие связи стали бы дополнительным развлечением в свободное время".


В общем, не могу сказать, что книга мне понравилась. Было любопытно, но как-то быстро и любопытство прошло. Хотя, надо признать, идея великолепная.

Сосукэ Нацукава "Кот, который любил книги"


Все достаточно шаблонно.


Мальчик-сирота после потери деда попадает в сказку. Сказка - это мир книг, где им живется плохо. Поэтому их надо спасти. Проводник - Кот, который умеет говорить.  Говорящий кот, изрекающий философски умные мысли, тоже далеко не новый герой.


"Сердце человека может разбиться от горя… Вот так же и с книгами – их душа может сломаться, стать уродливой. Книга, которую читает человек с
изломанной душой, тоже будет страдать…
– У книг тоже бывает изломана душа?..
Кот с важным видом кивнул.
– Особенно это касается старых книг, которые живут много-много лет и впитали мысли и чувства тех, кто читал их… а их читало много людей. Такие книги обладают колоссальной силой, и я даже не знаю, хорошо это или плохо. Когда у таких книг ломается душа… и разбивается сердце… – Кот тяжко вздохнул и добавил: – Мощь их возрастает стократно, и я не могу совладать с ней. И наш последний противник…"


Спасение книг - своего рода квест, который проходит герой.


Каждый такой квест - лабиринт. Нет, герой не пытается найти выход из мира, где он оказался. Это,  скорее,  лабиринт собственной души и души человека, который губит книги.


Здесь есть читатель, который гонится за ЧИСЛОМ прочитанного.


"Интеллектуальные лидеры, такие как я, постоянно читают – мы поглощаем огромное количество книг. Это для нас жизненно важно – все время совершенствовать знания, быть в тренде новых философских течений… знать все новинки. Книги – наши друзья и соратники, так можно сказать. Это они сделали меня успешным и знаменитым. А потому мне странно слышать ваши нелепые обвинения".


Литератор, поставивший себе цель - все шедевры сохранить,  сократив их даже не до краткого пересказа, а до одной главной фразы.


"Такова эпоха, – мягко заметил директор, уловив сумятицу мыслей и чувств Ринтаро. – Трудные книги перестают цениться лишь потому, что они сложны для понимания. Все желают читать шедевры легко и непринужденно, без труда, – ну, как слушать популярные песенки… Нужно читать быстро и много. Если шедевр не отвечает требованиям времени, он обречен на смерть. Эти ножницы призваны спасать жизнь книгам".


Издатель, который в книгах видит только возможности прибыли:


"Ценность книги измеряется не восторгом читателей. А количеством проданных экземпляров. То есть тиражом. В наше время все решают деньги – и ценность книги тоже. Даже идеальный бегун сойдет с дистанции, если забудет об этом правиле".


В какой-то момент к Ринтаро присоединяется одноклассница Сае, которая нравится нашему герою.  И по традициям  жанра девочку похищают.
Скажу ещё раз: шаблонный сюжет.


Чем же книга интересна?


Пожалуй, размышлениями о роли книги, о том, как надо читать.


 "Книги обладают душой, – наконец изрек кот. Свет звезд отражался в его глазах, и они красиво мерцали. – С виду книга – это просто пачка бумаги; пока ты ее не откроешь, ты не знаешь, что там… шедевр огромной мощи или трогательное повествование, берущее за душу… Однако в этой пачке бумаги сконцентрированы мысли человека, который писал эту книгу, который взлелеял ее, – и поэтому в ней есть душа".

Стефани Майер "Солнце полуночи"


Сумеречную сагу читала, потому что на пике её популярности у меня как раз были ученики-подростки, влюбленные в книгу. Выход второй части фильма они отметили тем, что дружно предпочли биологии премьеру фильма. А на следующий день, во время "разборок", безапелляционно заявили: "Сплошные сопли - книга сильнее, лучше бы не удирали из школы". Я почему-то спросила: " В книге сопли показаны сильнее? " И... Вот лучше бы я  ТОЧНО не задавала такой вопрос. "Вы не читали?!" - прозвучало как приговор. Мне на следующий день принесли на выбор пять книг, холеных и лелеянных, бережно протянули: выбирайте, чью будете читать.


Конечно, я прочитала. Все три книги. Было бы обманом говорить, что читала я с трудом. Вовсе нет. Романы увлекли меня, и я вполне понимала, чем они так пленили моих девчонок. Уже через несколько лет ехала в поезде с девочкой, которая прижимала "Сумерки" К груди, а на ночь делала Эдварду спокойной ночи. То есть Стефани Майер написала книгу, которая сумела пленить не одно поколение школьниц. Пожалуй, чтобы вспомнить жизнь одиннадцатилетней давности, я и взяла в руки новый роман. Почувствовала ли я разницу? Еще раз убедилась, что возраст берёт своё. Мне кажется, "Солнце полуночи" сейчас читают те подростки, что были влюблены в Эдварда и Беллу 10-15 лет назад. Мне кажется, такого же оглушительного успеха у НОВЫХ читателей не будет.


Книги получилась другой. Или просто совсем иначе воспринимается. Меньше "соплей" не стало. А вот рефлексии - в разы больше. Роман от лица Эдварда, поэтому все его ахи и охи страшно раздражали. Наверное, писательница хотела показать, что любовь вампира - это страдание на грани физической боли и ответственность. Наверное. Только вот когда читаешь, задаешься вопросом: а точно Эдварду семнадцать  несколько десятков лет? Может, он так и остался юношей не только внешне?
К тому же мысли героя, в отличие от Беллы,  пугающе-неприятны.


"Я представил себе, как пробую ее на вкус… опустошаю ее.
Мне хватало опыта, чтобы понять, каким это будет облегчением, если я целиком и полностью удовлетворю самую звериную из своих потребностей. Ее кровь действовала на меня гораздо сильнее, чем кровь любого другого человека, с которым я сталкивался, и мне оставалось лишь предположить, что и облегчение с наслаждением окажутся намного острее".


Сюжет знаком даже тому, кто не читал или не смотрел Сагу. Поэтому Стефани Майер распространила его за счёт включения персонажей, с которыми читатель первых книг знакомился в других частях. К тому же Эдвард читает мысли окружающих, поэтому читатель лучше узнаёт характер Джессики и Анжелы, Чарли и Рене, Розалинды и других членов семьи Калленов.


Я думаю, стольким девчонкам нравился Эдварда, потому что они его видели глазами восторженной, наивной, влюблённой Беллы.


Только вот вряд ли мальчишки (если, конечно, прочитают подобное вообще) , глядя на неё глазами Эдварда, тоже влюбятся. Любовь Беллы показана как ровное мерцание, поглощающее все вокруг. Любовь Эдварда - это борьба. С самим собой, со своей природой, с семьёй и даже с самой Беллой.


Что вот мне понравилось - так это название и то, как оно обыграно в книге:


"Моя жизнь была нескончаемой, неизменной полуночью. По необходимости в моей жизни всегда была полночь. Как же вышло, что солнце встает посреди моей полуночи?"


Замечательная метафора чувству любви.