А переход от внутренней речи к внешней (эк-стериоризация) требует,
наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в
соответствии не только с логическими, но и грамматическими правилами.
Информативность речи зависит прежде всего от ценности
сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.
Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержания,
во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения
между ее сложностью, с одной стороны, и уровнем развития, кругом
знаний и интересов слушателей — с другой.
Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления,
ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение
пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.
6. Интеллект
В настоящее время существует, как минимум, три трактовки понятия
интеллекта:
1. Биологическая трактовка: «способность сознательно
приспосабливаться к новой ситуации».
2. Педагогическая трактовка: «способность к обучению, обучаемость».
3. Структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект как
«способность адаптации средств к цели». С точки зрения структурногоСовокупность познавательных процессов человека
определяет его интеллект.
«Интеллект — это глобальная способность действовать разумно,
рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными
обстоятельствами» (Векслер), т. е.
Интеллект рассматривается как способность человека
адаптироваться к окружающей среде.
Большинство исследователей приходили к выводу, что уровень общей
интеллектуальной активности константен для индивида. «Ум сохраняет
свою мощность неизменной», — отмечал Спирмен. В 1930 году это было
подтверждено экспериментами Лешли на животных. Еще 3. Фрейд ввел
термин «психическая энергия», а впоследствии появи-
лось понятие G-фактора (от слова General), как общего фонда
психической активности. А. Ф Лазурский сформулировал три основных
уровня активности:
1. Низший уровень. Индивид неприспособлен, среда подавляет слабую
психику малоодаренного человека.
2. Средний уровень. Человек хорошо приспосабливается к среде и
находит место, соответствующее внутреннему психологическому складу
(эндопсихике).
3. Высший уровень. Характеризуется стремлением переделать
окружающую среду.Какова структура интеллекта? Существуют различные концепции,
пытавшиеся ответить на этот вопрос. Так, в начале века Спирмен (1904 г.)
сформулировал следующие постулаты: интеллект не зависит от прочих
личностных черт человека; интеллект не включает в свою структуру
неинте-лектуальные качества (интересы, мотивация достижений,
тревожность и т. п.) Интеллект выступает как общий фактор умственной
энергии.