Найти в Дзене

Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи,

А переход от внутренней речи к внешней (эк-стериоризация) требует,

наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в

соответствии не только с логическими, но и грамматическими правилами.

Информативность речи зависит прежде всего от ценности

сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.

Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержания,

во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения

между ее сложностью, с одной стороны, и уровнем развития, кругом

знаний и интересов слушателей — с другой.

Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления,

ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение

пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

6. Интеллект

В настоящее время существует, как минимум, три трактовки понятия

интеллекта:

1. Биологическая трактовка: «способность сознательно

приспосабливаться к новой ситуации».

2. Педагогическая трактовка: «способность к обучению, обучаемость».

3. Структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект как

«способность адаптации средств к цели». С точки зрения структурногоСовокупность познавательных процессов человека

определяет его интеллект.

«Интеллект — это глобальная способность действовать разумно,

рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными

обстоятельствами» (Векслер), т. е.

Интеллект рассматривается как способность человека

адаптироваться к окружающей среде.

Большинство исследователей приходили к выводу, что уровень общей

интеллектуальной активности константен для индивида. «Ум сохраняет

свою мощность неизменной», — отмечал Спирмен. В 1930 году это было

подтверждено экспериментами Лешли на животных. Еще 3. Фрейд ввел

термин «психическая энергия», а впоследствии появи-

лось понятие G-фактора (от слова General), как общего фонда

психической активности. А. Ф Лазурский сформулировал три основных

уровня активности:

1. Низший уровень. Индивид неприспособлен, среда подавляет слабую

психику малоодаренного человека.

2. Средний уровень. Человек хорошо приспосабливается к среде и

находит место, соответствующее внутреннему психологическому складу

(эндопсихике).

3. Высший уровень. Характеризуется стремлением переделать

окружающую среду.Какова структура интеллекта? Существуют различные концепции,

пытавшиеся ответить на этот вопрос. Так, в начале века Спирмен (1904 г.)

сформулировал следующие постулаты: интеллект не зависит от прочих

личностных черт человека; интеллект не включает в свою структуру

неинте-лектуальные качества (интересы, мотивация достижений,

тревожность и т. п.) Интеллект выступает как общий фактор умственной

энергии.