Сегодня многие молодые учителя выступают за демократию в классе. Однако более старшее поколение уверено в том, что при такой обстановке дети «сядут на шею» учителям. Давайте же с помощью специалистов нашего центра разберёмся, какое из этих мнений более правильное, и нужна ли, действительно, демократия в школе.
Несомненно, вводить свободу слова и мысли в классе сложно. Велика возможность возникновения хаоса, поэтому учителя должны знать черты класса, в котором это можно будет осуществить.
· У учеников очень высокий уровень доверия между собой. Они готовы всегда прийти друг к другу на помощь.
· В классе должно присутствовать уважение к учителю
· Стоит уважать мнение каждого, должны приветствовать различные точки зрения даже по очень спорным вопросам
· Основная цель обучения в таком классе — развитие личных качеств и критического мышления.
Для того, чтобы вводить демократию, необходимо знать несколько правил:
1. Учитель должен всегда обращать своё внимание на обстановку в классе. Вы можете вместе с учениками обсудить и решить, как будет выглядеть вша классная комната, какую идею вы хотите вложить. Расстановка столов, украшения, цвет стен, наличие комнатных растений – всё это очень поможет не только сблизится с детьми, но и дать им почувствовать себя важными людьми.
2. Вместо того, чтобы постоянно говорить о том, что «это можно», а «это нельзя», составьте вместе с учениками устав, в котором будет прописано[А1] , как вы планируете совместить и сбалансировать потребности отдельного ученика с потребностями группы. Познакомьте учеников с правовыми нормами и на их основе впишите те обязанности, которые школьники обязаны соблюдать.
3. Создайте «уголок спокойствия». Не стоит забывать, что дети все разные, поэтому каждому из нужно место, чтобы успокоиться, подумать или спокойно провести перемену. Вы можете поставить небольшой столик, где будут книги, раскраски, фломастеры или головоломки, куда любой ученик может прийти если он расстроен или разочарован. А вы или его одноклассники будут это видеть и смогут предложить ему поддержку. Это сплотит класс, а также научит детей справляться с эмоциями.
Да, не во всех классах можно вводить демократию. Ведь, к сожалению, бывают дети, которые, действительно, могут «сесть на шею и свесить ножки», но для этого и есть учитель. Он должен понимать, где стоит применять власть, а где лучше быть другом.
А как вы относитесь к демократии в школе?