Найти тему

П. Флоренский о будущем России

Совершенно замечательны мысли Павла Флоренского ( 1882-1937) о бу­дущей экономике и государственности в России, реформе строя.

Русского православного теолога П. Флоренского, уби­того коммунистами в 1937 г., трудно заподозрить в при­страстии к коммунизму в сталинском понимании. Тем за­мечательнее его мысли о будущем государственном строе России.

1. Германия и Запад всегда будут относиться к России со страхом и ненавистью, по крайней мере, рассматривать нас как опасного конкурента и всегда будут стремиться ос­лабить Россию [89, т. 2, с. 681]. Поэтому России всегда бу­дет необходима определенная форма изоляционизма и изо­ляционистской политики, стратегии, ориентированной на саморазвитие всего комплекса хозяйства и, прежде всего, собственной науки и техники. Мы конкурентны всему миру и Западу в особенности.

2. Несколько самодовлеющее развитие требует интен­сификации всех особенных творческих сил всех этносов. С одной стороны, необходима централизация всего, что от­носится к форме государства: экономического простран­ства, Конституционного закона, прокуратуры, борьбы с преступностью, реализации общих потребностей при дис­персном размещении ресурсов в России. С другой стороны, необходима индивидуализация содержания государства — индивидуальных потребностей этносов: «Всякий район должен творить свои ценности, нужные всему государству. И нивелировать эти возможности, значит лишать великое государство смысла его существования, тогда нет великого: оно становится лишь большим» [89, т. 2, с. 653]. Нет смысла в попытках республик во всем подражать Москве.

Но абсолютно ошибочно представление П. Флоренско­го о возможности и необходимости сохранения в будущем республик на этнической основе.

3. П. Флоренский предупреждает о том, что последую­щие поколения не должны будут отбрасывать ценности, соз­данные СССР и Советской властью. Эти ценности таковы:

а) СССР приобрел известный международный престиж, и он в будущем государстве должен быть сохранен и продолжен. «Этот престиж никак не следует терять и бу­дущему государству, т. к. в противном случае пришлось бы над тем же работать заново» [89, т. 2, с. 676].

б) Исключительны достижения Советской власти в об­ласти промышленности, техники, науки. Все это должно быть сохранено и продолжено. «Ничто из советских строи­тельств не должно быть утеряно для будущего, но, напро­тив, должно быть завершено» [89, т. 2, с. 676]. Должна быть продолжена, например, космическая программа СССР, хотя менее централизованно, более индивидуализирован­но, в иных масштабах и с расширением целей.

в) В условиях, когда Запад рассматривает и будет рас­сматривать Россию как своего врага и конкурента, нельзя ослаблять Красную Армию.

«Таким образом, Красная Армия представляет цен­ность, утратить которую, значило бы утратить и все прочие ценности страны» [89, т. 2, с. 676].

г) Должен быть сохранен подбор волевых работников в КПСС «В целом было бы со стороны власти преступным легкомыслием и расхищением народного достояния поте­рять подбор работников, многие из которых могли бы най­ти целесообразное применение своим силам в будущем строе на местах ответственных» [89, т. 2, с. 677].

д) «Порядок, достигнутый Советской властью, должен быть углубляем и укрепляем, но никак не растворен при переходе к новому строю. Анархия недопустима» [89, т. 2, с. 677].

е) Эмиграция давно утеряла понимание России и не может быть допущена к влиянию на внутреннюю и внеш­нюю политику страны. Ей должен быть на 5 лет запрещен въезд в страну!

«Намеченные предпосылки заставляют полагать, что никак не может быть допущено такого перехода к новому строю, который сопровождался бы ломкой на­личного. Этот переход должен быть плавным и неуло­вимым как для широких масс внутри страны, так и для всех внешних держав» [89, т. 2, с. 677].

Процесс изменения предполагает не информирование о нем, но изменение в существе деятельности, замене во­левых лиц в тех же оргформах, которые лишь постепенно будут изменяться, при сохранении советской власти как та­ковой! Это пишет священник, т. е. в cоветской власти было нечто от Евангелий.

Изменение — не революция, не контрреволюция, а из­менение в мышлении руководства, в волевых людях, дей­ствующих в системе партийной дисциплины!

В реформе все типы личностей: волевые, военные, ори­ентированные на хозяйство, должны найти свое место. В России необходим нервный отдых народа и волевая лич­ность, способная вести народ по пути реформ. Вместе с тем, в России исчезает удовлетворенность жизнью и непрерыв­но нарастает отчуждение человека и власти. «У большинства нет радости исполнения долга, удовлетворения работою как таковою, непосредственного вкуса к жизни и к деятельно­сти. Не надо быть пророком, что ближайшей следующей ступенью будет эпидемия самоубийств» [89, т. 2, с. 680].

В России необходимо разрешить антиномию сфер госу­дарственной координации и личного усмотрения.

П. Флоренский не видит решения этой антиномии. А решение — в создании 12 экономрайонов России в уни­тарной государственности. Осуществлять преобразования следует только своими средствами и не обращаться за по­мощью к Западу. Если же обратимся, то следует помнить, что Запад будет это делать, имея в виду ослабление России как своего конкурента. Сильная Россия Западу не нужна!

Ценны ли эти мысли П. Флоренского, русского гения XX века? Мы проигнорировали его мысли и советы, пройдя по пути, предложенными никчемными политиками, т. е. пошли сатанинским путем разрушителей.

Сжигание ценностей, разрушение памятников, закры­тие библиотек, университетов, детских садов, сокращение народонаселения по миллиону в год — вот приобретения современной России.

(отрывок из книги А.А. и П.А. Гагаевых "Философия А.Л. Чижевского)

Издательство "А-проджект" ВКонтакте

БЛОГ АВТОРОВ

А.А. и П,А. Гагаев "Философия А.Л. Чижевского"
А.А. и П,А. Гагаев "Философия А.Л. Чижевского"
Павел Флоренский
Павел Флоренский