Совершенно замечательны мысли Павла Флоренского ( 1882-1937) о будущей экономике и государственности в России, реформе строя.
Русского православного теолога П. Флоренского, убитого коммунистами в 1937 г., трудно заподозрить в пристрастии к коммунизму в сталинском понимании. Тем замечательнее его мысли о будущем государственном строе России.
1. Германия и Запад всегда будут относиться к России со страхом и ненавистью, по крайней мере, рассматривать нас как опасного конкурента и всегда будут стремиться ослабить Россию [89, т. 2, с. 681]. Поэтому России всегда будет необходима определенная форма изоляционизма и изоляционистской политики, стратегии, ориентированной на саморазвитие всего комплекса хозяйства и, прежде всего, собственной науки и техники. Мы конкурентны всему миру и Западу в особенности.
2. Несколько самодовлеющее развитие требует интенсификации всех особенных творческих сил всех этносов. С одной стороны, необходима централизация всего, что относится к форме государства: экономического пространства, Конституционного закона, прокуратуры, борьбы с преступностью, реализации общих потребностей при дисперсном размещении ресурсов в России. С другой стороны, необходима индивидуализация содержания государства — индивидуальных потребностей этносов: «Всякий район должен творить свои ценности, нужные всему государству. И нивелировать эти возможности, значит лишать великое государство смысла его существования, тогда нет великого: оно становится лишь большим» [89, т. 2, с. 653]. Нет смысла в попытках республик во всем подражать Москве.
Но абсолютно ошибочно представление П. Флоренского о возможности и необходимости сохранения в будущем республик на этнической основе.
3. П. Флоренский предупреждает о том, что последующие поколения не должны будут отбрасывать ценности, созданные СССР и Советской властью. Эти ценности таковы:
а) СССР приобрел известный международный престиж, и он в будущем государстве должен быть сохранен и продолжен. «Этот престиж никак не следует терять и будущему государству, т. к. в противном случае пришлось бы над тем же работать заново» [89, т. 2, с. 676].
б) Исключительны достижения Советской власти в области промышленности, техники, науки. Все это должно быть сохранено и продолжено. «Ничто из советских строительств не должно быть утеряно для будущего, но, напротив, должно быть завершено» [89, т. 2, с. 676]. Должна быть продолжена, например, космическая программа СССР, хотя менее централизованно, более индивидуализированно, в иных масштабах и с расширением целей.
в) В условиях, когда Запад рассматривает и будет рассматривать Россию как своего врага и конкурента, нельзя ослаблять Красную Армию.
«Таким образом, Красная Армия представляет ценность, утратить которую, значило бы утратить и все прочие ценности страны» [89, т. 2, с. 676].
г) Должен быть сохранен подбор волевых работников в КПСС «В целом было бы со стороны власти преступным легкомыслием и расхищением народного достояния потерять подбор работников, многие из которых могли бы найти целесообразное применение своим силам в будущем строе на местах ответственных» [89, т. 2, с. 677].
д) «Порядок, достигнутый Советской властью, должен быть углубляем и укрепляем, но никак не растворен при переходе к новому строю. Анархия недопустима» [89, т. 2, с. 677].
е) Эмиграция давно утеряла понимание России и не может быть допущена к влиянию на внутреннюю и внешнюю политику страны. Ей должен быть на 5 лет запрещен въезд в страну!
«Намеченные предпосылки заставляют полагать, что никак не может быть допущено такого перехода к новому строю, который сопровождался бы ломкой наличного. Этот переход должен быть плавным и неуловимым как для широких масс внутри страны, так и для всех внешних держав» [89, т. 2, с. 677].
Процесс изменения предполагает не информирование о нем, но изменение в существе деятельности, замене волевых лиц в тех же оргформах, которые лишь постепенно будут изменяться, при сохранении советской власти как таковой! Это пишет священник, т. е. в cоветской власти было нечто от Евангелий.
Изменение — не революция, не контрреволюция, а изменение в мышлении руководства, в волевых людях, действующих в системе партийной дисциплины!
В реформе все типы личностей: волевые, военные, ориентированные на хозяйство, должны найти свое место. В России необходим нервный отдых народа и волевая личность, способная вести народ по пути реформ. Вместе с тем, в России исчезает удовлетворенность жизнью и непрерывно нарастает отчуждение человека и власти. «У большинства нет радости исполнения долга, удовлетворения работою как таковою, непосредственного вкуса к жизни и к деятельности. Не надо быть пророком, что ближайшей следующей ступенью будет эпидемия самоубийств» [89, т. 2, с. 680].
В России необходимо разрешить антиномию сфер государственной координации и личного усмотрения.
П. Флоренский не видит решения этой антиномии. А решение — в создании 12 экономрайонов России в унитарной государственности. Осуществлять преобразования следует только своими средствами и не обращаться за помощью к Западу. Если же обратимся, то следует помнить, что Запад будет это делать, имея в виду ослабление России как своего конкурента. Сильная Россия Западу не нужна!
Ценны ли эти мысли П. Флоренского, русского гения XX века? Мы проигнорировали его мысли и советы, пройдя по пути, предложенными никчемными политиками, т. е. пошли сатанинским путем разрушителей.
Сжигание ценностей, разрушение памятников, закрытие библиотек, университетов, детских садов, сокращение народонаселения по миллиону в год — вот приобретения современной России.
(отрывок из книги А.А. и П.А. Гагаевых "Философия А.Л. Чижевского)
Издательство "А-проджект" ВКонтакте