У каждого родителя в какие-то периоды воспитания ребёнка возникают вопросы: «наказывать или нет?», «а как наказывать, чтобы было действенно и без вреда ребёнку?», «за что стоит наказывать, а за что нет?». Сегодня я расскажу вам что стоит делать, а что не стоит делать во время наказания вашего малыша.
С КАКОГО ВОЗРАСТА МОЖНО НАКАЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ?
Несмотря на возраст, уже в жизни младенцев должны появляться строгие и чёткие запреты. Например, ребёнку нельзя бить маму или совать пальцы в розетку.
Детей 1-2 лет также не стоит наказывать. В этом возрасте родителям лучше просто отвлекать ребёнка, переводя внимание ребёнка на другой предмет. Если отвлечь не получается, то наказанием, например, может выступить прекращение игры с ним.
С 3 до 5 лет вводятся первые наказания, поскольку именно в этот период устанавливаются основные правила. В этом возрасте ребёнок уже видит причину и следствие своего поступка. Иными словами, может понять, за что и почему его наказывают.
После 6 — 7 лет родителям следует обсуждать проступки, объяснять на примерах мотивы человеческого поведения, развивать сочувствие в ребёнке.
ЗА ЧТО НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ РЕБЁНКА?
- действия, связанные со стремлением к познанию мира. Например, за разбор дорогих папиных часов, чтобы посмотреть, как они работают и что у них внутри. Или прыжки в луже, чтобы проверить насколько она глубокая и т.д. Но мы заранее выстраиваем правила, что брать чужие вещи нельзя.
- особенности, связанные с неумением что-то делать в силу возраста и физиологии. К этому относится неумение ходить на горшок, повышенная активность, невнимательность, проблемы с засыпанием и т.д.
- поступки, связанные с психическими заболеваниями. Например, у ребенка навязчивые движения (ребёнок теребит волосы, издаёт звуки). Таким образом, он стабилизирует психику. Необходимо в таком случае обратиться неврологу, детскому нейропсихологу и выяснить причину, а не наказывать его.
- неосторожные действия: пролил чай, уронил еду, замарался во время прогулки, разбил какой-нибудь предмет;
- за естественные эмоции: зависть к брату или сестре, обидой на родителей, зависть к чужим вещам и т.д.
КАК НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ РЕБЁНКА?
*Физическое наказание. Ребёнок должен знать, что родители его любят. Родители- это весь мир малыша. А так получается, что мой мир меня любит- мой мир меня бьет. В результате такого наказания вы показываете малышу, что физическая сила при конфликтах допустима. Таким методом вы учите его только тому, что тот, кто сильнее тот и прав.
*Не наказывайте «для профилактики». Наказание может следовать только за реальный поступок.
*Полное игнорирование ребенка, ничего не объяснив. Он может не понимать, почему ему объявлен бойкот, и сделает неправильные выводы. Игнорирование свидетельствует о родительском эмоциональном отвержении, личность ребенка как бы «стирают».
*Крики и унижение. Наказывая, важно сфокусироваться на проступке, а не на личностных особенностях ребёнка. То есть нельзя говорить, что он дурак, бестолочь, растяпа и т.д.
*Публичное наказание. Такое поведение вредит репутации малыша и наносит ему психологическую травму.
*Наказание трудом. Труд должен восприниматься детьми как обязанность, связанная с радостью достижения новых вершин, а не трудовая повинность или каторга.
*Изоляция, запирание в комнате. Часто, чтобы прекратить детскую истерику, родители закрывают ребёнка в комнате, ванной. Ребенок продолжает плакать и кричать, но вскоре успокаивается и даже засыпает. НО малыш просто устал, испугался и наплакался. Но ничего не понял! Также не нужно забывать об индивидуальных различиях детей. Если в закрытой комнате оказывается ребенок, склонный к клаустрофобии, такое наказание для него превращается в самую жестокую пытку и может спровоцировать нервный приступ.
*Лишение необходимых вещей. Лишить ребенка прогулки с родителями, не накормить обедом или ужином, не купить предмет, который требуют в школе, не взять на день рождение к родственникам.
*Запугивать чем-то или кем-то. Например, бабайкой, плохим дядей из подъезда, врачом с уколом.
КАК ЖЕ ТОГДА ПРАВИЛЬНО НАКАЗЫВАТЬ РЕБЁНКА?
- Для начала в любой ситуации всегда нужно объяснять ребёнку в чём он провинился, чем вы недовольны и объяснить ему как в будущем не совершать подобных случаев.
- Соблюдайте последовательность. Наказание должно следовать за одни и те же поступки. Внутри семьи должна существовать некая единая концепция того, что можно, что нельзя, что такое хорошо, а что такое плохо. Ребёнок должен быть посвящён в нюансы этой концепции и твёрдо знать, за что его могут наказать.
- Наказание должно соответствовать возрасту ребёнка.
- Очень важно в разговоре с ребёнком о плохом поведении использовать так называемый «временный» язык. Например, «ты только что сломал игрушку, теперь тебе придется некоторое время поиграть без нее», вместо того чтобы сказать «ты всегда все ломаешь! Больше я тебе игрушки никогда покупать не буду». Используя такие слова как «никогда, ни за что, никому», вы рискуете не выполнить данное обещание и потерять доверие.
- Учитывайте тяжесть проступка. Небольшое баловство или впервые совершённый проступок должны заслуживать только предупреждения. За плохое поведение (злостное или умышленное) должна последовать серьёзная реакция. Это может быть лишение какого-то традиционного поощрения, прогулки с друзьями, определенной карманной суммы денег, лишение планшета на неделю и т.д.
- Предлагайте варианты, как ребенку самому (или с вашей помощью) исправить те или иные последствия детского проступка. Выслушивайте его мнение.
- Домашний арест. Если школьник опоздал домой к назначенному времени, и не предупредил родителей о том, что задерживается, без уважительных на то причин, то он может быть на какое-то время лишен прогулок с друзьями, НО с обязательным объяснением того, почему вы его этого лишаете.
- Наказание не должно отменять награды: нельзя лишать ребенка того, что уже было подарено ему прежде.
- Действуйте спокойно. Прежде всего необходимо успокоиться, а уже затем подходить к выбору наказания.
- Наказание должно следовать сразу за «преступлением». Наказание нельзя растягивать надолго. Натворил — наказали — простили.
- Разработайте ритуал примирения. Полезно будет выработать особое действие, которое означает окончание наказания. К примеру, самое банальное и простое сплести мизинцы и сказать «мирись, мирись…..»
Статья была полезна? Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал.
Вот здесь вас ждет еще одна полезная статья.
Вопросы пишите в комментариях.
До встречи, ваш нейропсихолог Екатерина Петренко.