В Центре развития личности на прошлой неделе побывали необычные гости! В Сосновый Бор с «Кочевой выставкой» приехал Ижорский музей, который уже много лет работает в деревне Вистино. В этом году сотрудники музея путешествуют по всепму региону – показывают кукол, керамику, варежки, костюмы в разных городах Ленинградской области. Совсем недавно «Кочевая выставка» побывала в Ивангороде, а теперь вот пришла очередь Соснового Бора.
Когда-то ижора был очень многочисленным народом! Об этом напоминает топонимика – в разные эпохи территория, где сейчас находится Ленинградская область, на разных языках называлась то Инкеримаа, то Ингерманландия, а это и есть Земля Ижоры. И неподалеку от Соснового Бора находятся деревни Большая Ижора и Малая Ижора, и реки есть – Ижора да Ижорка…А представителей этой национальности осталось очень мало, ижора вместе с водью относится к коренным малочисленным народам Ленинградской области… Удастся ли сохранить язык? Шанс есть, но кто и как его использует, не очень понятно. Во всяком случае, в Вистино этот язык, еще полвека назад звучавший в наших краях повсюду, выучить можно. Да и не только в Вистино – занимаются этим и в Центре коренных народов Ленинградской области в Петербурге, и в университетах Петрозаводска и Будапешта.
А вот представление о красоте – сохраняется довольно легко, и даже более того. Некоторые технологии, которыми пользовались в старину жители ижорских деревень, перешли к тем, кто приехал в наши края позже. Потому что они удобны и идеально приспособлены для здешних климатических условий. А некоторые технологии удалось восстановить. Например, старинное гончарное производство. И сейчас в Вистино работает Центр ижорской керамики.
Дмитрий Ткачев – гончар. Именно ему удалось восстановить старинное ремесло, когда-то в наших краях очень популярное. И он поделился со зрителями некоторыми секретами – вообще-то показал, как делается кринка, от и до.
Для такой работы подходит не любая глина. Но в Кингисеппском районе, который когда-то назывался Ямбургским уездом, есть деревня Большое Стремление. Это недалеко от Копанского. И там – просто замечательные кембрийские глины, и очень близко к поверхности. Этот слой выходит на поверхность и в некоторых других местах. А в Большом Стремлении когда-то все занимались гончарным промыслом – там работал добрая сотня мастерских. И изделия их весьма охотно покупали на столичных рынках.
А дальше… Дмитрий Ткачев показывает, как это все делалось. Да, у современных мастеров – современное оборудование, которое и легче, и эффективнее. Но жэивое ремесло потому и живое, что развивается. И вот она, кринка – с узким горышком, чтобы легче было собрать с молока сливки… Делог-то в том, что наш решгион издревле скотоводческий, а в местной кухне – множество молочных блюд. Так что обходиться с молоком здесь всегда умели,
Всегда в наших краях умели и любили вязать. Несколько лет назад в Доме дружбы народов Ленинградской области даже выставка была – варежки по старинным технологиям. Вязали всеми возможными способами, и был свой вариант вывязывания пальца у варежек и пятки у носков. Они получались очень прочными. И на сей раз сотрудники музея привезли несколько образцов таких варежек.
А еще в ижорских деревнях очень любили петь и танцевать. Были, естественно, праздники, были и будни, когда люди собирались вместе для какой-нибудь работы. Вот тогда и сказки рассказывали, и песни пели. Бытовали самые разные инструменты. Об этом рассказала музыкант и фольклорист Елена Ведайко.
Вот – пастуший рожок. Идет пастух по деревне, играет – и хозяева знают, что пора выводить корову. Вечером заслышишь рожок – отворяй ворота, корова пришла домой, будут молоко и творог, только подоить осталось… А вот – флейта пастуха, который пасет ночью коней. И играет, тчобы не заснуть. Коневодство было в наших краях не столь популярно, как содержание крупного рогатого скота, но…Лошадей держали многие – кто-то для пахоты, а кто-то подрабатывал извозом. Так что кони тоже должны были быть ухожены, сыты и на месте.
Были инструменты для праздников – что-то вроде альта, на котором играли смычком, и традиционная для всей Европы волынка. Ноги сами пускались в пляс. Гости выставки тоже смогли попробовать – разучили старинный ижорский хоровод.
Музей создала и руководит им Елена Кострова. Сейчс это, кажется, самый полный краеведческий музей, посвященный финно-угорским народам, населяющим Южный берег Финского залива. Там – огромное количество фотодокументов и просто документов, предметы обихода и, конечно, костюмы. Подлинных костюмов, в которых в ижорских деревнях ходили еще в начале прошлого века, сохранилось не так много. Но в свое время Наталье Романовой удалось их восстановить – а сейчас этим занимается ее дочь, Мария Романова, и ее мастерская «Красная Горка». Есть в музее и библиотека книг, о финно-угорских народах. Большинство из них написала этнограф и создательница Центра коренных народов Ольга Конькова – к сожалению, ни ее, Ни Натальи Романовой уже нет среди нас, но остались и книги, и костюмы, и те, кто продолжает их дело.
И остались друзья. В «Гармонии» Конькова несколько раз вела встречи проекта «Домострой», рассказывала о местных традициях, а Романова проводила мастер-классы по костюму и традиционной кукле. И несколько лет назад клуб лоскутного шитья «Штучка» устраивал выставку работ, сделанных по мотивам ижорских легенд – и ижорских узоров… И для того, чтобы сосновоборские мастерицы смогли сделать эти работы, их руководитель Валентина Еремина тщательно изучала декоративно- прикладное творчество коренных народов Ленинградской области… Так что традиция не прерывается. И именно об этом говорили после выставки те, кто на нее пришел – дети обсуждали, как делается кринка, взрослые же были настроены более философски и обсуждали судьбу этого народа. А она оказалась очень непростой – и сейчас ижра снова ищет новый путь.
Ирина СЕВОСТЬЯНОВА