Третья функция речи — функция коммуникации, т. е. передачи
информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как
внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция
выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с
другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три
стороны: информационную, выразительную и во-леизъявительную.
Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно
связана с функциями обозначения и обобщения.
Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения
говорящего к предмету сообщения.
Волеизъявительная сторона направлена на то, чтобы подчинить
слушателя замыслу говорящего.
5.1. Виды речевой деятельности и их особенности
В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и
внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и
монологическую) и письменную. Диалог — это непосредственное
общение двух или нескольких человек.
Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; собеседник ставит
в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить
мысль (или переориентировать ее).
Разновидностью диалогического общения является беседа, при
которой диалог имеет тематическую направленность.
Монологическая речь — длительное, последовательное, связное
изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в
процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем,
поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие
оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с
диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона.
Монологическая речь — связная, контекстная. Ее содержание должно
прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и
доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с
первым, — грамматически правильное построение предложений.
Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет
ряд требований к темпу и звучанию речи.
Содержательная сторона монолога должна сочетаться с
выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами
(умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию,
которые наиболее точно передают замысел говорящего), так инеязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз,
расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов,
выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания,
мимикой и жестикуляцией).
Письменная речь представляет собой разновидность монологической
речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь.' Это
обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной
связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких
дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих
слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.
Внутренняя речь — это особый вид речевой деятельности. Она
выступает как фаза планирования в практической и теоретической
деятельности.