Найти в Дзене

Третья функция речи — функция коммуникации

Третья функция речи — функция коммуникации, т. е. передачи

информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как

внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция

выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с

другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три

стороны: информационную, выразительную и во-леизъявительную.

Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно

связана с функциями обозначения и обобщения.

Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения

говорящего к предмету сообщения.

Волеизъявительная сторона направлена на то, чтобы подчинить

слушателя замыслу говорящего.

5.1. Виды речевой деятельности и их особенности

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и

внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и

монологическую) и письменную. Диалог — это непосредственное

общение двух или нескольких человек.

Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; собеседник ставит

в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить

мысль (или переориентировать ее).

Разновидностью диалогического общения является беседа, при

которой диалог имеет тематическую направленность.

Монологическая речь — длительное, последовательное, связное

изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в

процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем,

поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие

оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с

диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона.

Монологическая речь — связная, контекстная. Ее содержание должно

прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и

доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с

первым, — грамматически правильное построение предложений.

Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет

ряд требований к темпу и звучанию речи.

Содержательная сторона монолога должна сочетаться с

выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами

(умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию,

которые наиболее точно передают замысел говорящего), так инеязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз,

расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов,

выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания,

мимикой и жестикуляцией).

Письменная речь представляет собой разновидность монологической

речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь.' Это

обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной

связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких

дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих

слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Внутренняя речь — это особый вид речевой деятельности. Она

выступает как фаза планирования в практической и теоретической

деятельности.