В России объявлены очередные нерабочие дни, в которые бизнесу предстоит как-то выжить. В правительстве предложили меры поддержки, завязанные на МРОТ, – достаточно ли этого?
С 30 ноября по 7 ноября президент страны Владимир Путин объявил в России нерабочие дни. Представители малого и среднего бизнеса не на шутку этим встревожены – как остаться на плаву, если их в очередной раз лишают возможности заработать?
Первый зампред правительства РФ Андрей Белоусов предложил выдать бизнесу единовременные гранты в размере 1 МРОТ на 1 занятого для покрытия выпадающей выручки. Также предлагается восстановить кредитную программу, по которой МСБ может получить сумму в 1 МРОТ на сотрудника (в Татарстане это 12,8 тыс. рублей), умноженную на 12 месяцев по льготной ставке в 3%.
Журналист KazanFirst Альберт Муртазин решил обсудить с представителями татарстанских отделений политических партий, большинство из которых сами являются бизнесменами, насколько такие меры были бы адекватны ситуации. Кроме того, мы поинтересовались, как еще можно помочь предпринимателям в сложившихся условиях.
Депутат Госсовета РТ от «Единой России» Рустам Абдулхаков считает, что единовременные гранты для покрытия выпадающей выручки – это действенная мера, с учетом того, что предполагается неделя (может быть, две) нерабочих дней.
– Один МРОТ на одного занятого – это в любом случае неплохая поддержка. Даже на примере ресторанов – условно говоря, даже во время этих дней они продолжат работать на доставку, соответственно, выручка идет, хоть и становится меньше. И на каждого сотрудника – от уборщика до доставщика всяких товаров, а это достаточно большое количество людей – выделяются деньги, – рассуждает собеседник.
Депутат признает, что для предпринимателей уменьшится рентабельность работы, и это омрачит их жизнь, особенно при наличии кредитной нагрузки.
– Но наша главная забота должна быть о коллективе, о сотрудниках – об их здоровье и благополучии. Здесь государство с такими мерами поддержки выходят. Я не знаю, как будет выглядеть в конечном итоге документ, но в целом все вполне логично. Касательно льготных кредитов – по ним ставка ниже инфляции, и это, грубо говоря, деньги, выданные в рассрочку, – обратил внимание он.
Абдулхаков считает, что для малого и среднего бизнеса более чем логично списать некоторые виды налогов, к примеру, налог на прибыль. В целом налоговые послабления собеседник считает очень хорошими мерами поддержки.
Кроме того, Рустам Абдулхаков полагает, что продление нерабочих дней не просто возможно, а вполне вероятно – это было бы вполне логично и закономерно. С учетом того, что период инкубации занимает две недели, вторая неделя была бы во благо для того, чтобы удержать ситуацию и снижать уровень заболеваемости. Хотя в конечном итоге решение о целесообразности продления выходных нужно оставить за Роспотребнадзором, добавил парламентарий.
Лидер реготделения партии «Справедливая Россия» в РТ, депутат Госсовета РТ Альмир Михеев считает, что безусловно нужно отменить налог на имущество торговых центров.
– И надо распечатывать Фонд национального благосостояния – он для того и существует, чтобы в «черные» дни поддерживать людей, я про это уже неоднократно говорил, – подчеркивает парламентарий.
Он также обращает внимание, что лечение ковида стоит дорого (напомним, сам Михеев уже перенес заболевание).
– На моих предприятиях людям, которые заболели коронавирусной инфекцией, мы выделяем в качестве материальной помощи довольно серьезные деньги – от 40 тысяч рублей и выше, в зависимости от тяжести состояния. Потому что дешевле ковид не обходится – нужны обследования, медикаменты, биоактивные добавки. Так почему бы государству, наконец, не помочь людям – тем, кто заболел ковидом и лечится на дому, компенсировать расходы на лекарства, обследования, которые они проходят на платной основе? – недоумевает депутат.
Представитель партии ЛДПР в татарстанском парламенте Эдуард Шарафиев тоже одобряет то, что правительство предлагает хотя бы такие меры поддержки.
– Но этого явно недостаточно – необходимы более кардинальные меры поддержки, – утверждает депутат.
В качестве примеров он приводит обнуление налогов за 2021-й и первое полугодие 2022-го года, кроме НДС и предоставление беспроцентного кредита на закупку оборудования. По его мнению, необходимо обязать банки предоставлять предпринимателям отсрочку на полтора года по кредитным платежам без дополнительных процентов и штрафов, а также поддержать самозанятых, отменив им налог за период 2021-2022 годов. Также есть смысл предоставить кредитную линию на обеспечение материально-технического оснащения. Кроме того, необходимо субсидировать зарплату сотрудников предприятий, которые сохранили рабочие места.
– На первый взгляд, эти предложения могут показаться популистскими. Но я считаю, что без таких мер поддержки мы получим серьезный кризис в сфере МСБ, – убежден Шарафиев.
Его коллега по Госсовету, глава республиканского отделения «Партии Роста» Олег Коробченко считает, что несмотря на серьезность ситуации для малого и среднего бизнеса в связи с предстоящими выходными, предпринимателей услышали и озвучили конкретные меры поддержки в пострадавших отраслях бизнеса.
– Не совсем ясны критерии «пострадавших отраслей». Понятно, что общепит, торговые центры, фитнес-клубы, например, пострадали больше всех, но в связи с вынужденными выходными, думаю, что в тяжелом положении окажутся и производственные предприятия. Поэтому важно, чтобы помощь в этот раз действительно получили все предприниматели и не возникало ситуаций с «неподходящими ОКВЭДами», – отметил Коробченко.
Также он считает, что в нынешней ситуации бизнесу нужны не кредиты и отсрочки по налоговым платежам, а компенсация на выплату зарплаты и налоговые каникулы хотя бы на полгода для всего МСП. Кроме этого, он предлагает освободить от платы за вывоз мусора все предприятия, которые платили по нормативу за эту услугу, но в объявленные выходные дни не работали и не аккумулировали отходы.
– Главное, чтобы после этих выходных локдаун не продлили и отменили пропускную систему по QR-кодам, иначе малый и средний бизнес его не переживет – финансовой подушки безопасности из-за роста цен на сырье и пандемийных ограничений ни у кого не осталось. Массовое закрытие компаний грозит ростом безработицы – как известно, занятость большинства населения в стране обеспечивает именно МСП, – напомнил собеседник.
Член фракции КПРФ в Госсовете РТ Николай Атласов озвученные меры поддержки одобряет, но утверждает, что нужны более весомые действия со стороны властей.
– Что такое этот МРОТ в 11-12 тысяч? Как на них отпустить человека с работы и компенсировать ему заработок? Сами понимаете, какая сейчас стоимость ЖКХ, продуктов… Ничего же не стало дешевле. Это все чувствуют, приходя в магазин или платя коммунальные расходы, – отмечает Атласов. – Понятно, что предпринимателям тяжело, но еще тяжелее будет людям, которые у них работают. Все-таки надо делать акценты правильно. Как сказал Путин на одном из последних совещаний: «У России самый главный враг – это бедность населения». А как мы можем рассчитывать ее победить, если исходим из минимального размера оплаты труда?
По его мнению, меры поддержки должны быть ориентированы на простых людей, а МРОТ вообще не должен быть основополагающим критерием, из которого должны рассчитывать выплаты.
– Естественно, если мы говорим о сегодняшней ситуации, надо поддержать людей – это как минимум беспроцентные кредиты предпринимателям. Кроме того, нужно исходить не из МРОТа, а из реальных расходов человека на то, чтобы прожить. Целая куча вещей, за которые нужно платить предпринимателю – неважно, работает он или нет. Я надеюсь, что такие каникулы продляться недолго. Больно будет не только предпринимателям, но и простым людям. Я за то, чтобы мы все вместе преодолели очередное испытание, но государство должно повернуться лицом к своим предпринимателям и гражданам, чтобы не было каких-то неприятных ситуаций. Все, что можно сделать, правительство делать должно. Для того и создаются различные резервы и фонды, – убежден собеседник.
Предводитель татарстанских комроссов, депутат Казгордумы Альфред Валиев, в свою очередь, напомнил, что в 2021 году поступления в бюджет от нефти и газа могут составить порядка 9 трлн рублей или около $125 млрд – это на $50 млрд больше, чем в 2020 году. Причем до конца года эти цифры могут еще вырасти до рекордных за последние несколько лет.
– Деньги у государства есть. И любая мера поддержки для бизнеса – это благо. За время пандемии около 4,5 млн индивидуальных предпринимателей и предприятий малого и среднего бизнеса прекратили свое существование, – напомнил собеседник. – Нерабочие дни, объявленные Владимиром Путиным, будут очередным жёстким ударом по малому и среднему бизнесу, который еще после предыдущих локдаунов не оправился. Ведь многие предприниматели в долгах: производители отмечают снижение спроса на производимую продукцию по сравнению с докризисным периодом на 50%, и хоть льготы по кредитам им предоставили, но выплачивать-то всё равно нужно. С налогами – то же самое. Задолженность накапливается. А еще – коммунальные платежи, аренда. Складывается такая ситуация, когда люди вынуждены сворачивать свой бизнес.
Валиев подчеркивает, что, если предприниматели будут уходить с рынка, то снизится конкуренция, а это противоречит интересам потребителей.
– Какие сферы бизнеса несут максимальные убытки в связи с пандемией, нам хорошо известно: это предприятия спорта, общепита, гостиничного бизнеса, сферы дополнительного образования, бытовых услуг, культуры. Гранты в размере 1 МРОТ на 1 занятого для покрытия выпадающей выручки, это, конечно, хорошо, позволит сохранить сотрудника. Но от обязанности оплачивать текущие кредиты, выплаты арендной платы, налогов и жилищно-коммунальных расходов данная мера не спасет. Считаю, что государство должно взять на себя полностью или частично оплату данных обязательных платежей, – убежден спикер.
По его мнению, высокий уровень налогообложения (более 53%) малых производственных компаний является основным препятствием для развития. После повышения НДС и внедрения онлайн-касс в прошлом году этот фактор стал вторым по значимости. Поэтому отсрочки по уплате налогов и страховых взносов, снижение страховых взносов предприниматели называют в числе наиболее действенных мер поддержки.
– К сожалению, сами отсрочки могут привести к росту налоговой нагрузки в посткризисный период. На мой взгляд, следует обсудить снижение страховых взносов в наиболее пострадавших отраслях для всех субъектов малого и среднего предпринимательства вне зависимости от величины заработной платы работников. Кроме того, официально зарегистрированным в 2020 году и уплатившим налог на доход самозанятым предлагаю полностью вернуть уплаченные средства, а всем впервые зарегистрированным плательщикам налога на предпринимательский доход – предоставить «налоговый капитал» для уплаты налогов за 2021 год, – добавил депутат.