Как вы выбрали профессию?
Эдуард Витальевич: Решение стать врачом принял еще в 6-ом классе. Тяжело заболел, лежал в больнице. Меня так очаровали доктора, что я понял – буду врачом.
При этом всегда было хорошо с математикой и химией. Выигрывал городские и областные олимпиады. Учительница сетовала: «Какой мединститут?! По тебе прикладная математика плачет – МФТИ, МГУ!».
Математическое мышление очень помогает во врачебной практике. Оно необходимо и в жизненных ситуациях, и в коммуникации, и при планировании лечения, в том числе операций.
Каждый пациент – это непростая задача, которую нужно решать. Нужно выбрать самый рациональный путь, а затем решать четко – шаг за шагом, не пропуская ни одного действия. Упускаешь, казалось бы, несущественную деталь – нужного результата не получишь.
Пациентам так же говорю – только совместными усилиями мы сможем добиться поставленной цели!
Почему выбрали хирургию и именно травматологию?
Эдуард Витальевич: На третьем курсе ВУЗа началась первая учеба и практика в клиниках. Тогда я четко понял, что буду хирургом. Правда, еще не знал, какое направление выбрать, поэтому ходил дежурить везде.
Благо, я учился в то время, когда пускали в любой приемный покой. Проходили мы мимо больницы вечером: «О! Пойдем, подежурим в эту больницу?». Заходим в больницу, представляемся: «Здравствуйте, мы студенты третьего курса. Можно подежурить?». Нам в ответ: «Конечно, ребята! Проходите. Здесь переодевайтесь, вот одежда, вот тапочки». Могли пойти на обход, больных осматривать или в операционную, ассистировать. Мы ходили везде: с полостными хирургами, с гнойными, с травматологами, урологами. У кого была работа по неотложке – с теми и шли дежурить.
Весь четвертый курс дежурил в 40-ом роддоме. Самостоятельно принял около 40 родов. Потом долго ходил дежурить к сосудистым хирургам в ГКБСМП. Это длинные реконструктивные операции: по 4-5 часов. Мне это нравилось, но потом все-таки понял – не мое. Надо быть усидчивым, а я другого склада человек.
С 20 лет, на 4 и 5 курсах, работал на «Скорой». Горжусь тем, что на лицевой странице моей трудовой книжки написано: «фельдшер скорой помощи».
Считаю, всем студентам-медикам стоит начинать со «Скорой помощи»: разные патологии, все диагнозы, виды помощи и состояния. Многое узнаешь, многому учишься. Отличная школа!
С пятого курса определился окончательно. Понял – буду работать в травматологии.
Чем привлекла травматология-ортопедия?
Эдуард Витальевич: Во-первых, совершенно мужская работа: забивать, закручивать, пилить, точить, зашивать, подрезать и т.д. Одним словом – ремонт.
Во-вторых, самая разнообразная и разноплановая из хирургических специальностей. С головы до пяток – все части тела. Все сегменты. Все ткани: кожа, мышцы, сосуды, сухожилия, кости, суставы и прочее.
И главное. Травматология и ортопедия, наверное, самая благодарная из всех хирургических специальностей – ты практически сразу видишь результат своей работы. Приехал человек поломанный, поврежденный в разных местах. Ты его починил – и он уже через несколько недель или месяцев практически здоров.
Когда переехали в Екатеринбург, куда попали?
Эдуард Витальевич: В девяносто девятом году в Тагиле я получил «высшую категорию». В голову пришла мысль: “Все, Лобанов, ты вырос из этого города. Дальше здесь куда?”.
Мне позвонил Андрей Александрович Герасимов – профессор, заведующий кафедры мединститута в Екатеринбурге. Предложил стать ассистентом кафедры – я согласился. Пять лет преподавал студентам. Параллельно учился в аспирантуре, закончил диссертационную работу.
Вы при этом практиковали параллельно?
Эдуард Витальевич: Да, везде. Ездил оперировать в Березовский, Госпиталь Внутренних Войск на Широкой речке, в 354 Окружной Военный Госпиталь, в 36 больницу... Куда звали, туда и ездил.
Почему перестали преподавать?
Эдуард Витальевич: Я не перестал, мне и сейчас это нравится. Только сейчас я обучаю квалифицированных докторов ортопедов-хирургов, которые приезжают учиться ко мне. Либо я сам выезжаю на проведение «мастер-классов». Преподавательская работа со студентами создавала ощущение неполной реализованности в практической части.
В 2004 году принял предложение возглавить отделение травматологии в 23 ГКБ. Больше клинической деятельности, реализация идей из моей диссертационной работы в практическом здравоохранении.
Начал работать. Первые полгода главный врач, Павел Васильевич, все приходил ко мне и говорил: «Лобанов, ты плохой заведующий – все время в операционной. Заведующий должен координировать, а не оперировать». Я отвечал: «Пал Василич, я буду в операционной до тех пор, пока остальные врачи отделения не будут оперировать так, как должно быть по современным требованиям».
С 2004 по 2007 год проработал в 23 больнице.
Куда пошли работать дальше?
Эдуард Витальевич: В конце 2006 пришло понимание: мировая травматология и ортопедия развивается в направлении малоинвазивных, эндоскопических вмешательств. Техника, оборудование, расходные композитные материалы. Короткие сроки госпитализации, быстрый восстановительный период. Нужен был прорыв!
В масштабах городской муниципальной медицины движения в этом направлении не предполагалось. Вопросы финансирования…
Встретились с руководителем ООО «Городской Больницы № 41», человеком ищущим, новатором.
Хотя у них и не было отделения травматологии и ортопедии, договорились побеседовать полчаса. Зашел в кабинет в пять вечера – разошлись в час ночи. Зацепились: он – за мои идеи, я – за его возможности.
Всё! Закупили первичного оборудования и через полгода после беседы запустили полноценное травматолого-ортопедическое отделение, одно из первых в России в негосударственном медицинском учреждении.
11 лет я славно проработал в 41 больнице, и мы опережали не просто город, но всю Россию.
Почему ушли?
Эдуард Витальевич: Все то же. Книжка прочитана – книжка закрыта. Рано или поздно приходит понимание, что пора менять условия работы. Условия жизни – как любимые ботинки. Носишь их долго, много. Ну и что? Все равно надо менять.
Дальше вы уже пришли в “Доктор Плюс”, верно?
Эдуард Витальевич: В “Доктор Плюс” я пошёл в первую очередь к друзьям-коллегам. Мы, хирурги, очень зависим от команды, особенно от анестезиологов и операционных сестер.
Кроме того, меня полностью устраивали и устраивают условия работы здесь. Оборудование последнего поколения, возможность самостоятельного отбора пациентов на операции, четкая организация работы хирургического отделения.
Я коллегам со всей России рассказываю, как сейчас работаю. Все завидуют, потому что мои пациенты проходят весь цикл лечения, все этапы реабилитации – дооперационный, интраоперационный, послеоперационный: ранний и поздний. Это сложно организовать, но очень важно. Ведь если пациент даже один раз не пришел на перевязку или контрольный осмотр, могут случиться отклонения.
В “Доктор Плюс” все пациенты находятся под моим постоянным, внимательным контролем. Мы всегда на связи.
Был ли у вас опыт неудачных операций?
Эдуард Витальевич: Не без этого. Неотложная травматология, сочетанная тяжелая политравма. Даже после своевременной и качественно выполненной операции, не все имели шансы на восстановление здоровья и жизнь.
Теперь в плановой травматологии заранее просчитываю риски, оцениваю свои возможности и мотивацию пациента к успеху, минимизирую неблагоприятные факторы, которые могут вмешаться.
Что помогает исключить неудачные операции?
Эдуард Витальевич: Всегда нужно планировать свою работу: с чего начинаешь работу с пациентом, и к чему вы должны прийти вместе. Движение из точки А в точку Б. Из одной в другую можно дойти разными путями. Важно продумать каждый шаг этого пути. Хорошее качество обследования для постановки диагноза, предоперационная подготовка, восстановительный период, готовность пациента к неукоснительному выполнению рекомендаций после операции.
Готов оперировать все, что умею. Но не возьму пациента, если он не готов к выполнению моих установок на послеоперационный период, иногда достаточно жестких.
Вы уникальный специалист в своей сфере. Как воспитывать новых специалистов такого уровня?
Эдуард Витальевич: У меня есть принцип: если хочешь быть на пике профессиональной формы, нужно постоянно учиться, совершенствоваться. Чтобы следовать этому принципу, многим докторам в мое время, постоянно приходилось ездить учиться за рубеж. В России было негде – не было ни технологий, ни школы, поэтому ехали в Америку, Европу, Азию. У меня было по 5-7 командировок в год.
Сейчас мы накопили достаточно специалистов, чтобы воспитывать новых уже здесь, в России.
Тут есть своя специфика. Что специалисты, что конкретные операции – это “штучный товар”.
Вот, есть хирург, который умеет хорошо проводить определенную операцию, имеет большой опыт. Есть второй доктор, который хочет научиться. Подбираются пациенты с подходящей спецификой проблемы. Второй врач приезжает к первому, смотрит, учиться, получает максимальное информационное сопровождение. Потом делает эту операцию у себя в больнице.
По такой схеме я обучаю докторов по всей России. Приезжают ко мне, или я выезжаю сам с мастер-классами и операциями. Так я могу передать свои знания и философию как можно большему количеству врачей.
Нужно работать индивидуально. Я со всеми учениками на связи. Они мне присылают снимки, иногда прямо из операционных, чтобы я проконсультировал. Звонят, описывают ситуацию, спрашивают – как нам быть?
Чебоксары, Тюмень, Новосибирск… я по многим городам поездил. Сейчас ждут в Ижевске, Перми, Нефтеюганске и не только.\
Есть ли у вас секрет в работе?
Эдуард Витальевич: Это скорее не секрет, а принцип: все время быть в движении вперед и вверх. Учиться и самосовершенствоваться в профессии. Не останавливаться в этом.
Первое – нужно все делать не просто хорошо, а безупречно хорошо.
Второе – опережать, хоть на полкорпуса, но всех. Тебя же все время догоняют, поэтому чтобы оставаться в лидерах, необходимо постоянно развиваться.
Третье – быть в постоянном контакте с коллегами, сообща решать сложные задачи, стараться не конфликтовать. Ведь мы делаем одно дело.
Вы можете записаться к Эдуарду Витальевичу Лобанову на прием на нашем сайте по ссылке
Либо запишитесь по телефону +7 (343) 212-06-06
Эдуард Витальевич принимает пациентов по адресу ул. Куйбышева, 10, г. Екатеринбург
Оцените, пожалуйста, эту статью или напишите комментарий, если информация была для вас полезна. Поделитесь статьей с теми, кому она может быть интересна.