Найти тему
Текстовый реактор

Игра в кальмара

В кальмара! Смысл названия важен.

Кальмар - слабый, вкусненький и безвольный - появляется в кадре, когда мать антагониста шлепает тушку на разделочный столик.

Однако кальмар - хищник.

На этом и строится фабула: "сильные мира сего" - золотые маски с рогами и зубами - играют в слабенькие тельца многочисленных кальмарчиков, которые, думая, что они хищники, сами приплыли на разделочный столик - в Игру, оформленную как детское лего.

Но по лего-городку ходят два (!) потока человекокальмаров: игроки, которые гибнут, и наёмники, которые их убивают.

Вторые даже больше похожи на кальмаров. В розовых костюмах и масках (если покажешь лицо - убьют), они тоже заложники игры. Нелюди, делающие свою работу.

С их готовности быть кальмарами все и начинается. И этим их спокойствием - ну а что, работа такая, - все поддерживается.

Они там даже организуют собственное дельце: торговлю органами недобитых игроков. Ничего личного, просто бизнес. Хороша фраза распорядителя Игр: да вы их хоть ешьте, мне без разницы. Только правила Игры не нарушайте.

Игроки же и випы - две стороны одной медали. И те и другие ставят на кон всё. Випы - те же игроки, только выигравшие. Люди-звери. Недаром в звериных масках. Древняя история: умри ты сегодня, я завтра. Хочу быть самым большим куском закваски (Дж. Лондон "Морской волк").

А о чем тогда фильм?

О том, как в мире кальмаров быть человеком.

Голодные игры, Игра престолов, бла-бла и бла-бла - с чем только ни сравнивали, но не угадали. Отличие этой истории от всех прочих в том, что это НЕ история о Герое.

Хотя Герой в сериале есть. Прекрасный героический мент, который, маскируясь под розового наёмника (да-да), пытается распутать всё дело. И бессмысленно гибнет в полшаге от победы.

Если честно, я давно ждала, когда же кинематограф это сделает: Герой вдруг погибнет в середине фильма) ну хоть раз! Ну сколько можно "верить" в непобедимость Героя. И вот наконец - случилось. Герой, умница и красавец, тупо погиб без всякого смысла.

Эээ! Как же так! На фига тогда эта сюжетная линия, если она ни к чему не ведёт? Мы же сопереживали Герою все 8 серий. Скажите, что он выжил!

Нет. Не выжил. Эта сюжетная линия закончилась ничем.

Потому что фильм не про Героя.

А про человека, который на протяжении всех этих серий находил в себе силы быть человечным.

Этот главный - с маленькой буквы - герой сам по глупости и недомыслию попал в ужасающие обстоятельства. Но ведь и умные в них попали. И сильные. И красивые. Да мы все в них попали, если честно. Это метафора современного мира, где вокруг смерти, смерти, смерти - а над головой сияющий стеклянный шар с деньгами.

Ну и вот наш недальновидный герой с маленькой буквы в эти обстоятельства попал. Но в Игре, где из двухсот человек выживает один, - он ни разу не поступился человечностью. Ни разу никого не подставил и не убил. Нет, он не был святым. Просто слушал свою совесть. А в те моменты, когда был на грани, люди платили ему добром за добро - где словом, где взглядом. Большего и не надо)

Эта линия современного Иванушки-дурачка - убедительна и прекрасна. "Умные братья", ругающие сериал за навязчивость картинки и шаблонность ходов, её не видят. Потому что это не про общественные проблемы, и даже не про философские. Это про тихое личное сопротивление злу - ненасилием.

Смог ли наш герой с маленькой буквы изменить мир?

Нет, конечно.

Когда он вдруг в финале меняет свой облик "Иисуса" (длинные волосы, бледное лицо) на анимешный look (малиновые волосы, модная стрижка) и идёт вершить добро - в это уже не веришь. Для того и нужна дурацкая стрижка)

Не в революциях дело.

А в том, чтобы человек мог находить в себе силы быть человеком. В любых, даже самых нечеловеческих обстоятельствах, - просто быть человеком.

И всё.

Анна ЖУЧКОВА