Найти в Дзене
Грунтовозов

Измерения и требования к колееобразованию асфальта по ГОСТу, способы повышения стойкости к колееобразованию

Оглавление

Ранее в своих статья мы рассматривали следующие темы:

Сегодня мы закончим говорить таком свойстве асфальта как колееобразование. Мы предлагаем рассмотреть методы измерения стойкости к колееобразованию, требования к колееобразованию асфальта по ГОСТу, и способы повысить стойкость асфальта к колееобразованию.

Колеи на дороге
Колеи на дороге

Метод испытания стойкости к колееобразованию по ГОСТу

Сравнительно недавно в России были введены новые ГОСТы на асфальтобетон. В новых стандартах были взяты на вооружение наработки и методы зарубежных специалистов в области дорожного строительства. В том числе появились требования к целому ряду характеристик асфальта, которые даже не упоминались в старом ГОСТ 9128-2013.

К их числу относится и стойкость к колееобразованию. Метод оценки этого свойства описан в ГОСТ Р 58406.3-2020. В соответствии с ним по образцу асфальта многократно прокатывают нагруженное колесо и фиксируют динамику образования колеи.

На основании эксперимента определяют такие показатели:

  • Среднюю глубину колеи
  • Пропорциональную глубину колеи
  • Угол наклона кривой колееобразования

Требования к значениям первого и последнего показателей установлены в новых ГОСТах на асфальтобетон и ЩМА – мы рассмотрим их в следующем разделе.

Для проведения испытания используются вырубки-призмы из готового дорожного покрытия или образцы в форме плит, уплотненные в лаборатории.

Процедура выглядит следующим образом:

  1. Образец асфальта помещают в испытательную установку и плотно фиксируют – он должен быть неподвижным. Температуру в установке поддерживают на уровне 55-65°С. Это обусловлено тем, что колея образуется быстрее при высоких температурах.
  2. Образец начинают испытывать, прокатывая по нему колесо. Каждые два прокатывания (вперед и назад) считаются за один цикл нагрузки.
  3. Испытание продолжают в течение 10 000 циклов нагрузки либо до тех пор, пока на одном из образцов (взятых из одной смеси или одного покрытия) не образуется колея глубиной 15 мм.
  4. После завершения опыта фиксируют глубину колеи на каждом образце и вычисляют среднеарифметическое значение. Это средняя глубина колеи RD.
  5. Пропорциональную глубину колеи PRD вычисляют по формуле:
Формула для расчета пропорциональной глубины колеи PRD
Формула для расчета пропорциональной глубины колеи PRD

6. Угол наклона кривой колееобразования WTS определяют по формуле:

Формула для вычисления угла наклона кривой колееобразования
Формула для вычисления угла наклона кривой колееобразования

Если глубина колеи достигла 15 мм еще до 20 000 прокатываний колеса, то последний параметр не определяется. Такой асфальт автоматически отбраковывается.

Требования к колееобразованию асфальта по ГОСТу

Эти показатели нормируются в ГОСТ Р 58406.2-2020 на горячие смеси и в ГОСТ Р 58406.1-2020 на ЩМА.

В них характеристики колееобразования относятся к разным группам:

  • Средняя глубина колеи – к эксплуатационным
  • Угол наклона кривой колееобразования – к дополнительным

Это значит, что первый показатель определяется для всех видов асфальта, а второй – только в том случае, если этого требует проектная документация.

Прежде чем мы приведем конкретные цифры, давайте скажем пару слов о классификации асфальтобетона по новым ГОСТам. В отличие от ГОСТ 9128-2013, здесь нет деления материала на виды и типы по пористости, содержанию щебня и прочим основаниям. Подробнее про эту старую систему вы можете прочитать в статье Виды асфальта.

В новых стандартах во главу угла ставится проектирование смеси под конкретные условия эксплуатации.

Асфальтобетонные смеси делятся на типы по трем основаниям:

  • Максимальному размеру минерального наполнителя
  • Использованию в том или ином слое дорожной одежды
  • Условию дорожного движения

Каждый тип получает свое цифробуквенное обозначение. Например, А16ВТ – это смесь с размером зерен до 16 мм, предназначенная для использования в верхнем слое дороги (В) при тяжелых условиях движения (Т).

Стойкость асфальта к колееобразованию нормируется таким образом:

Таблица с нормами стойкости асфальта к колееобразованию
Таблица с нормами стойкости асфальта к колееобразованию

Более жесткие требования предъявляются к щебеночно-мастичному асфальтобетону (ЩМА) в ГОСТ Р 58406.1-2020.

Для всех видов ЩМА приводятся такие значения:

  • Средняя глубина колеи – не более 4,0 мм
  • Угол наклона кривой колееобразования – не более 0,15 мм/1000 циклов

Еще раз отметим, что все эти требования касаются только автомобильных дорог. Замерять показатель стойкости к колееобразованию для асфальта, который применяется для обустройства тротуаров и пешеходных дорожек, нет смысла.

Как повысить стойкость асфальта к колееобразованию

На фоне принятия новых ГОСТов специалисты-дорожники пришли к печальному выводу: стандартные рецепты асфальта времен СССР сегодня никуда не годятся. Ведь нагрузки на дороги с тех пор значительно возросли. И обычная смесь щебенки, песка и битума их просто не выдерживает.

Поэтому в современном дорожном строительстве прибегают к таким модификациям:

  • Увеличению содержания щебня
    Щебень образует более прочный и жесткий каркас, который лучше сопротивляется деформированию. К тому же, он менее склонен к истиранию и выносу из покрытия, чем песок и отсев. Так предотвращается появление полос наката.
  • Внесению адгезионных присадок
    Они увеличивают сцепление компонентов смеси, благодаря чему повышается их сдвигоустойчивость. Получается более жесткое покрытие, которое лучше сопротивляется деформации.
  • Использованию асфальта на модифицированном битуме
    Полимерные и резиновые добавки делают битум пригодным к использованию в широком спектре температур, снижая его ползучесть и повышая сдвигоустойчивость при высоких температурах.
  • Изготовлению ЩМА
    Щебеночно-мастичный асфальт – это многощебеночная смесь, производимая на битуме с добавлением целлюлозного волокна (и часто – полимерных добавок). Она имеет высокую стойкость к колееобразованию и за счет жесткого каркаса, и за счет улучшения свойств битума.

Подведем общий итог.

Колейность на асфальтовых дорогах – это распространенная проблема, которая может иметь серьезные последствия. Она приводит к опасным дорожным ситуациям и ускоренному разрушению верхнего слоя покрытия. Причинами колееобразования могут быть износ асфальта, пластические деформации, недоуплотнение смеси на этапе укладки и проседание нижних слоев дорожного пирога.

Испытание на стойкость асфальта к колееобразованию проводится в соответствии с ГОСТ Р 58406.3-2020, а полученные значения нормируются в ГОСТ Р 58406.2-2020 и ГОСТ Р 58406.1-2020. Улучшить этот показатель можно путем увеличения доли щебня в смеси и использования модифицирующих добавок. А в долгосрочной перспективе борьба с деформациями покрытий должна включать ремонт и усиление всех слоев дорожной одежды.

Полную версию данной статьи вы найдете на нашей странице.

Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.

#асфальт #асфальтобетон #асфальтовоое покрытие #асфальтобетонное покрытие #асфальтированное покрытие #колееобразование #колея #колея на асфальте #колееобразование асфальта #полезные советы