Колеи – это длинные продольные углубления на дороге, которые образуются под колесами машин. Эта напасть хорошо известна всем, кому доводилось ездить по грунтовкам в сельской местности или заснеженным дорогам. Но даже на городском асфальте такие дефекты достаточно распространены.
Колеи доставляют немало головной боли водителям. Колейность создает опасность при вождении и может приводить к серьезным авариям.
Чем опасна колея на дороге
Дефекты такого типа могут появляться в разных условиях: на грунтовой дороге, в толстом слое снежного покрытия и на асфальте. Все они чреваты серьезными последствиями.
К ним относятся:
- Повреждения днища автомобиля
Между углублениями колеи образуется гребень, который может царапать дно автомобиля. Особенно актуально это для машин с низкой посадкой. - Кидание автомобиля при движении в колее из стороны в сторону
Это явление – неприятный сюрприз для всех начинающих водителей. Оказывается, машина в колее едет не прямо, как можно было бы ожидать, а «рыскает». В особо тяжелых случаях это может приводить к полной потере управления. То, насколько чутко транспорт будет реагировать на колею, зависит от разных факторов – ширины шин, исправности подвески, тормозной и других систем машины. - Заносы при въезде в колею или выезде из нее
Такие маневры в исполнении неопытного водителя часто сопровождаются заносами автомобиля. Это обусловлено тем, что передние колеса уже движутся по ровной дороге, тогда как задние еще остаются в колее – или наоборот. - Эффект аквапланирования
Во время дождя в колее скапливаются лужи – причем порой достаточно глубокие. Они опасны тем, что при движении по ним автомобиль буквально всплывает и теряет контакт с дорогой. Им становится невозможно управлять. Такой эффект обычно проявляется на больших скоростях – от 100 км/ч. Но для машины со старыми изношенными шинами может хватить и 60-70 км/ч. - Аварии
Из всего описанного выше несложного догадаться, что колейность – это распространенная причина дорожных столкновений. Чаще всего страдают неопытные водители, которые еще не знают всех нюансов движения в колее. Причем нести ответственность за несчастный случай обычно приходится им же. Хотя вина дорожных служб, допустивших образование такого дефекта на дороге, очевидна. - Ускоренное разрушение асфальта
А вот об этой опасности мало кто знает. Она также связана с тем, что в колеях в дождливую погоду образуются лужи. Это значит, что на таких участках покрытие дольше контактирует с водой и растворенными с ней химикатами. А длительное водонасыщение негативно сказывается на прочности асфальта. Подробнее об этом вы можете прочитать в нашей статье Водостойкость асфальта.
Как видите, колейность – это явление крайне неприятное для всех участников дорожного движения. На форумах и в блогах автолюбителей можно найти целые трактаты о том, как правильно ездить по дорогам с такими дефектами.
Также вчера мы с вами обсудили, какие опасности таит в себе колея, из-за чего она образуется и как можно предотвратить ее появление. Возникает следующий логичный вопрос – а должны ли дорожники что-то с ней делать? Ответ: да. Об этом мы и поговорим в следующей части статьи.
Как устраняются колеи на асфальте
В ГОСТ Р 50597-2017 описаны требования к состоянию дорог, которое должно обеспечивать безопасность движения. В этом документе черным по белому написано, что покрытие дороги не должно иметь дефектов: выбоин, просадок, проломов и колей.
ГОСТ устанавливает такие требования к срокам устранения колеи:
Ликвидировать уже образовавшиеся дефекты покрытия можно двумя путями: без устранения или с частичным устранением причин их появления.
Первый путь подразумевает:
- Заполнение колейной впадины ремонтным материалом – например, холодным асфальтом
- Срезание выпирающих гребней колеи фрезой
При этом может применяться только один способ или оба одновременно. Такое решение проблемы дешевле полноценного ремонта, но оно носит временный характер.
Ко второму методу относятся:
- Замена верхнего слоя дороги
- Повышение жесткости нижних слоев покрытия
- Усиление земляного полотна
- Осушение земляного полотна и обустройство водоотвода
Эти меры также могут применяться в комплексе – для обеспечения наилучшего результата. К ним прибегают в ходе капитального ремонта дороги.
Теперь вы имеете представление о том, что из себя представляют колеи на асфальтобетонных дорогах и как с ними борются (или должны бороться) дорожные службы. Мы уже неоднократно отмечали, что важная причина колееобразования – это механические свойства материала. Так какими же характеристиками должен обладать асфальт, чтобы из него получалось надежное и безопасное покрытие? Мы ответим на этот вопрос в следующих наших статьях.
Полную версию данной статьи вы найдете на нашей странице.
Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.
#асфальт #асфальтобетон #асфальтовоое покрытие #асфальтобетонное покрытие #асфальтированное покрытие #колееобразование #колея #колея на асфальте #колееобразование асфальта #полезные советы