Найти в Дзене
Грунтовозов

Чем опасна колея на дороге и как ее можно устранить

Оглавление

Колеи – это длинные продольные углубления на дороге, которые образуются под колесами машин. Эта напасть хорошо известна всем, кому доводилось ездить по грунтовкам в сельской местности или заснеженным дорогам. Но даже на городском асфальте такие дефекты достаточно распространены.

Колея представляет собой длинное продольное углубление на дороге, образующуюся под колесами машин
Колея представляет собой длинное продольное углубление на дороге, образующуюся под колесами машин

Колеи доставляют немало головной боли водителям. Колейность создает опасность при вождении и может приводить к серьезным авариям.

Чем опасна колея на дороге

Дефекты такого типа могут появляться в разных условиях: на грунтовой дороге, в толстом слое снежного покрытия и на асфальте. Все они чреваты серьезными последствиями.

К ним относятся:

  • Повреждения днища автомобиля
    Между углублениями колеи образуется гребень, который может царапать дно автомобиля. Особенно актуально это для машин с низкой посадкой.
  • Кидание автомобиля при движении в колее из стороны в сторону
    Это явление – неприятный сюрприз для всех начинающих водителей. Оказывается, машина в колее едет не прямо, как можно было бы ожидать, а «рыскает». В особо тяжелых случаях это может приводить к полной потере управления. То, насколько чутко транспорт будет реагировать на колею, зависит от разных факторов – ширины шин, исправности подвески, тормозной и других систем машины.
  • Заносы при въезде в колею или выезде из нее
    Такие маневры в исполнении неопытного водителя часто сопровождаются заносами автомобиля. Это обусловлено тем, что передние колеса уже движутся по ровной дороге, тогда как задние еще остаются в колее – или наоборот.
  • Эффект аквапланирования
    Во время дождя в колее скапливаются лужи – причем порой достаточно глубокие. Они опасны тем, что при движении по ним автомобиль буквально всплывает и теряет контакт с дорогой. Им становится невозможно управлять. Такой эффект обычно проявляется на больших скоростях – от 100 км/ч. Но для машины со старыми изношенными шинами может хватить и 60-70 км/ч.
  • Аварии
    Из всего описанного выше несложного догадаться, что колейность – это распространенная причина дорожных столкновений. Чаще всего страдают неопытные водители, которые еще не знают всех нюансов движения в колее. Причем нести ответственность за несчастный случай обычно приходится им же. Хотя вина дорожных служб, допустивших образование такого дефекта на дороге, очевидна.
  • Ускоренное разрушение асфальта
    А вот об этой опасности мало кто знает. Она также связана с тем, что в колеях в дождливую погоду образуются лужи. Это значит, что на таких участках покрытие дольше контактирует с водой и растворенными с ней химикатами. А длительное водонасыщение негативно сказывается на прочности асфальта. Подробнее об этом вы можете прочитать в нашей статье Водостойкость асфальта.

Как видите, колейность – это явление крайне неприятное для всех участников дорожного движения. На форумах и в блогах автолюбителей можно найти целые трактаты о том, как правильно ездить по дорогам с такими дефектами.

Также вчера мы с вами обсудили, какие опасности таит в себе колея, из-за чего она образуется и как можно предотвратить ее появление. Возникает следующий логичный вопрос – а должны ли дорожники что-то с ней делать? Ответ: да. Об этом мы и поговорим в следующей части статьи.

Как устраняются колеи на асфальте

В ГОСТ Р 50597-2017 описаны требования к состоянию дорог, которое должно обеспечивать безопасность движения. В этом документе черным по белому написано, что покрытие дороги не должно иметь дефектов: выбоин, просадок, проломов и колей.

ГОСТ устанавливает такие требования к срокам устранения колеи:

Таблица с требованиями к срокам устранения колеи
Таблица с требованиями к срокам устранения колеи

Ликвидировать уже образовавшиеся дефекты покрытия можно двумя путями: без устранения или с частичным устранением причин их появления.

Первый путь подразумевает:

  • Заполнение колейной впадины ремонтным материалом – например, холодным асфальтом
  • Срезание выпирающих гребней колеи фрезой

При этом может применяться только один способ или оба одновременно. Такое решение проблемы дешевле полноценного ремонта, но оно носит временный характер.

В качестве временной меры можно засыпать образовавшиеся на дороге колеи холодным или горячим асфальтом
В качестве временной меры можно засыпать образовавшиеся на дороге колеи холодным или горячим асфальтом

Ко второму методу относятся:

  • Замена верхнего слоя дороги
  • Повышение жесткости нижних слоев покрытия
  • Усиление земляного полотна
  • Осушение земляного полотна и обустройство водоотвода

Эти меры также могут применяться в комплексе – для обеспечения наилучшего результата. К ним прибегают в ходе капитального ремонта дороги.

Теперь вы имеете представление о том, что из себя представляют колеи на асфальтобетонных дорогах и как с ними борются (или должны бороться) дорожные службы. Мы уже неоднократно отмечали, что важная причина колееобразования – это механические свойства материала. Так какими же характеристиками должен обладать асфальт, чтобы из него получалось надежное и безопасное покрытие? Мы ответим на этот вопрос в следующих наших статьях.

Полную версию данной статьи вы найдете на нашей странице.

Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.

#асфальт #асфальтобетон #асфальтовоое покрытие #асфальтобетонное покрытие #асфальтированное покрытие #колееобразование #колея #колея на асфальте #колееобразование асфальта #полезные советы