Найти тему
Александр Дедушка

Когда, по словам св. Феофана Затворника, в человеке начинается внутренняя переделка?

св. Феофан Затворник
св. Феофан Затворник

Святитель Феофан Затворник близок нам не только по времени жизни, но и по научной и художественной глубине его наблюдений и поучений.

Он как немногие другие видел единство окружающего мира и приводил из него примеры, связанные с духовной жизнью, не только по принципу аналогии и внешнего сходства, но и по сути описываемых явлений.

Он вместе с другими христианскими писателями (еще очень ярко на этом поприще потрудился св. Тихон Задонский) подтверждает основной постулат философии всеединства:

- мир построен на единых законах, которые по-разному проявляются в различных областях жизни, но по сути тождественны.

Истинность этого утверждения хочется доказать одним небольшим поучением св. Феофана.

Он рассматривает важнейший процесс внутренней переделки человека под влиянием стремления к Богу: как начинается процесс перестройки его души, и что при этом происходит.

Он сравнивает этот процесс с попыткой разжечь сырые дрова.

Все наверно хоть раз в жизни пытались это сделать и должны помнить трудности подобных усилий.

Дрова разгораются плохо, сильно дымят, огонек то и дело тухнет, нужно снова и снова разжигать его, пока, наконец, он не окрепнет настолько, что сам начнет разжигаться все больше и больше, а подсушенные под ним дрова не обретут необходимые для нормального горения кондиции.

Казалось бы, все это знакомо, но только св. Феофану пришло в голову отождествить этот процесс разжигания сырых дров с духовной жизнью человека, стремящегося к Богу.

Давайте прислушаемся к выдержкам из его письма к одному из многочисленных духовных чад:

«Когда сердце ваше затеплится теплотою Божию, с того времени начнется собственно внутренняя ваша переделка…

Но сие ведайте, что огонек не покажется, пока страсти в силе, хотя им и не поблажают. Страсти – это то же, что сырость в дровах…

Дрова наши суть все силы души нашей и все отправления тела. Все они, пока не внимает человек себе, пропитаны сыростью – страстями и, пока страсти не изгнаны, упорно противятся огню духовному…»

Что ж – обратили внимание на метод святителя Феофана?

Он не говорит о сходстве, подобии, аналогии процесса зажигания сырых дров и духовной жизни человека. Все это поверхностные категории.

Он прямо связывает то и другое и указывает на прямое тождество по сути: «страсти – это то же, что сырость в дровах» или «дрова – суть все силы души нашей…»

Святитель Феофан ухватывает главную суть, условно говоря, закона разжигания, который совершается по одному и тому же алгоритму, независимо от того, где происходит это разжигание – в печке или в человеческой душе, и независимо от того, что возжигается – дрова или стремление к Богу.

Так нашим великим святым и одновременно ученым подтверждается истинность философии всеединства.

Было бы странно, если бы Бог всему на свете давал какие-то принципиально иные законы. Зачем? Если весь мир – это творение Его рук?

Даже человеческие дети, произошедшие от одних родителей, обязательно носят в себе общие черты – от физического облика до душевного и духовного устроения.

Мир – это творение Божье, значит, и он построен на одних «общих чертах» - законах, заложенных в него тем же Самым Творцом.

А сам человек – это, как это поняли еще древние греки, есть «микрокосм», значит, в нем в свернутом виде заключена вся окружающая его Вселенная и все законы, по которым она живет.

Наша задача только постичь эти законы, увидеть, как они при внутреннем тождестве проявляются в различных сферах и областях.

Давайте еще раз присмотримся к примеру святителя Феофана.

Мы имеем две различные сферы – материальные дрова в печке и духовные качества человека, скрытые в его душе - под действием одного и того же «закона разжигания» (лучше, наверно – «закона возжигания»).

И то и другое само по себе загореться не может. Нужен внешний огонек. Для дров в этом качестве выступают спички или другой источник огня, для человека – «огонек» его веры.

Но ни дрова, ни душевные силы человека не могут воспламениться сразу. Дрова пропитаны сыростью, душа человека – страстями.

Нужны долгие усилия по возжиганию того и другого.

Дрова при этом дымят, этот дым ест глаза, заставляет порядочно помучиться их возжигателя, то же самое происходит при возжигании человеческой души.

Страсти из нее так просто не уйдут. Они будут долго сопротивляться и «дымить», выедать «глаза» и заставлять «чихать» и «кашлять» того, кто с ними борется.

Все в буквальном смысле – в отчаянной борьбе со страстями человек действительно становится подобным больному, которому трудно дышать от душащих его при своем выходе страстей.

Пока они живут нетронутыми в человеке – они незаметны, как незаметна сырость в дровах. Но не дай Бог попытаться их потревожить и заставить выйти из себя.

Вот тут, как говорится, и начнется: дым от них будет в буквальном смысле душить человека и выедать ему глаза.

Да - и глаза начнут страдать – слезиться и затуманиваться с приступами резкой боли, когда хочется их закрыть и выйти из облака дыма.

Привычная картина мира и самого себя изменится: ты впервые увидишь свои страсти, и их жуткое воздействие на твою душу станет для тебя очевидным.

Это – критический момент как при разжигания дров, так и во время борьбы со страстями.

Если махнуть рукой, отступить, подумать, что прежняя жизнь без огня и в холоде была спокойнее и лучше – все на этом закончится.

Огонь, что в дровах, что в душе, так и не сумеет разгореться в полную силу. Он погаснет, дым постепенно прекратится – и все вернется на круги своя.

Дрова останутся прежними, только обожженными и обугленными неудачной попыткой, и ты останешься прежним с внутренними душевными рубцами – «сажей» на собственной самооценке и чувством вины перед Богом.

Здесь важно не отступать и идти до конца, твердо веря в конечную победу. Дрова не могут не разгореться, если ты не будешь отступать и по-прежнему подкладывать в них огонь.

Не может не разгореться и твоя собственная душа, когда от твоей неотступности «иссушенные» от огня твоей веры страсти, наконец, начнут безвозвратно покидать ее.

И рано или поздно наступит момент, который описан всеми святыми, когда огню в твоей душе уже не будет угрожать погашение от сырости.

Проявляемый в чувствах, этот огонек они называли «ревностью по Богу». Именно она, возгоревшись в человеке, уже не даст ему успокоиться перед «сыростью» своих собственных страстей.

Этот огонь будет возжигаться все ярче и ярче в человеке, захватывая все новые и новые сферы его души, пока все их не переведет в «свет» и «тепло», что и делает обычный огонь с положенными в него дровами.

Вот так на одном ярком примере святитель Феофан подтвердил истинность философии всеединства.

Вас удалось убедить в ее истинности?

(продолжение следует... здесь)