Найти тему
Грунтовозов

Почему на асфальте появляются колеи и как можно предотвратить их образование

Оглавление

В этой статье мы поговорим о колеях, которые образуются непосредственно в слое асфальта. Есть еще снежные колеи, но с ними дела обстоят проще. Они появляются из-за неэффективной уборки снега и не имеют отношения к качеству покрытия.

Повреждения же дороги могут быть вызваны такими причинами:

  • Износ верхнего слоя покрытия
  • Пластические деформации покрытия
  • Недоуплотнение асфальта при укладке
  • Деформации нижних слоев дороги

Давайте остановимся на каждой немного подробнее.

Колеи – это длинные продольные углубления на дороге, которые образуются под колесами машин. Колеи доставляют немало головной боли водителям. Колейность создает опасность при вождении и может приводить к серьезным авариям.
Колеи – это длинные продольные углубления на дороге, которые образуются под колесами машин. Колеи доставляют немало головной боли водителям. Колейность создает опасность при вождении и может приводить к серьезным авариям.

Износ верхнего слоя покрытия

Под нагрузкой от колес транспорта асфальт постепенно стирается. Но этот процесс протекает неодинаково. Быстрее изнашиваются те участки, которые непосредственно контактируют с шинами автомобилей. В результате образуются колеи в виде узких полос – так называемые полосы наката.

Есть распространенное мнение, что к их появлению приводит использование шипованных шин, которые «вгрызаются» в асфальт и разрушают его. В ряде стран Европы (Германии, Чехии, Франции, Португалии, Венгрии и других) они в принципе запрещены. В других их разрешено применять только в зимний период. Но можно ли считать это решением проблемы?

На самом деле, у быстрого износа есть и другие причины:

  • Высокое содержание песка в материале
  • Низкая адгезия асфальтобетонной смеси
  • Низкая водо- и морозостойкость асфальта
  • Длительное водонасыщение
  • Использование противогололедных реагентов

Как видите, износостойкость сильно зависит от свойств самого покрытия и условий его эксплуатации. Так, например, специалисты компании ЗАО «ВАД» после зимы 2007-2008 измерили прирост колей на разных участках КАД Санкт-Петербурга, по которым проезжали автомобили на шинах с шипами.

Оказалось, что степень прироста колеи зависит от используемого типа асфальта:

  • Тип Б (смесь 1) – 18,3 мм
  • Тип Б (смесь 2) – 8,3 мм
  • Тип А – 6,7 мм
  • Щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА) – 2,7 мм

Это значит, что улучшение характеристик покрытия позволяет уменьшить колееобразование почти в 7 раз – и никакие шипованные шины этому не помеха. Хотя ездить на них летом или в теплом климате все же не стоит.

Пластические деформации покрытия

В этом случае колея вызывается продавливанием асфальта под колесами машин – в основном большегрузов (но в особо тяжелых случаях – и легковушек). Она получается более широкой, чем полоса наката, и в поперечном сечении похожа на чашу.

Поверхностная пластическая колея формируется в том случае, когда механические свойства покрытия оказываются неадекватны условиям его эксплуатации. Например, если автомагистраль с высоким трафиком заасфальтировали материалом среднего качества, который рассчитан только на средние или легкие нагрузки.

Особенно актуальны здесь такие характеристики асфальта:

  • Деформативность
  • Сдвигоустойчивость
  • Ползучесть

Не последнюю роль играет также температура. В жару асфальт размягчается, становится более податливым и пластичным. Вероятность образования колеи в таких условиях резко возрастает.

Бороться с пластическим колееобразованием можно двумя путями:

  • Созданием более жестких асфальтобетонных покрытий
  • Ограничением нагрузки на дорогу – например, через запрет на движение большегрузов

В нашей стране в ходу оба метода. Так, например, покрытия дорог федерального значения уже с десяток лет покрываются ЩМА, который мы уже упоминали выше.

Недоуплотнение асфальта при укладке

В этом случае колея тоже получается широкой и чашеобразной, как в предыдущем пункте, но причина ее появления другая. Здесь речь уже не о свойствах асфальта (сам материал может быть высшего качества), а о нарушении технологии укладки.

Асфальтобетон становится асфальтобетоном только после качественного уплотнения. Для этого по нему нужно хорошенько пройтись катком – и не единожды, а с десяток раз. В процессе укатки материал набирает прочность, формирует монолитный слой покрытия.

Но бывает так, что дорогу сдают в эксплуатацию с недоуплотненным верхним слоем. Тогда под нагрузкой от движущегося транспорта он даст дополнительную усадку. Но мы помним, что давление на дорогу распространяется неравномерно. Отсюда и берется колея.

Плохое уплотнение может свидетельствовать о таких нарушениях:

  • Использовались слишком легкие катки
  • Каток сделал недостаточно проходов по покрытию
  • Укладка осуществлялась в холодную или дождливую погоду
  • Уплотнение начали слишком поздно, и асфальт успел остыть

Единственный способ не допустить образования колеи при доуплотнении – это тщательно соблюдать все инструкции и рекомендации по укладке покрытия.

Если при укладке каток сделает недостаточно проходов по покрытию, на нем быстро появятся колеи
Если при укладке каток сделает недостаточно проходов по покрытию, на нем быстро появятся колеи

Деформации нижних слоев дороги

В этом случае причина колейности гораздо глубже, чем свойства асфальта. В прямом смысле.

Дорожная одежда состоит из нескольких слоев:

  • Земляное полотно (уплотненный грунт)
  • Песок
  • Щебень
  • Асфальт

Соответственно, если вы строите дорогу на слабом грунте или засыпаете низкокачественный щебень в основание, то даже самый лучший асфальт не спасет вас от появления колей. Потому что нижние слои под высокими нагрузками будут проседать, а вслед за ними – и верхнее асфальтобетонное покрытие.

Предотвратить образование глубинных колей можно такими способами:

  • Усилением грунта земляного полотна
  • Заменой щебеночного слоя на цементобетон

Последний способ активно применяется при строительстве дорог за рубежом. Хотя у него есть и обратная сторона – это образование температурных трещин. Мы затронули эту проблему в статье Тепловое расширение асфальта.

Полную версию данной статьи вы найдете на нашей странице.

Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.

#асфальт #асфальтобетон #асфальтовоое покрытие #асфальтобетонное покрытие #асфальтированное покрытие #колееобразование #колея #колея на асфальте #колееобразование асфальта #полезные советы