Доброго времени суток, уважаемые друзья и читатели моей публикации!
Время, на самом деле, является весьма сложной, непредсказуемой и даже коварной штукой, с которой априори невозможно договориться. В юном возрасте, когда нас так утомляли уроки и надоедливые семейные вечера за столом в гостиной, кто только не мечтал о том, чтобы в его руках появился импровизированный пульт управления, при помощи которого скучные мгновения жизни можно было бы запросто перемотать. С годами отношение человека к жизни начинает меняться самым кардинальным образом, и тогда наоборот уже хочется как можно дольше растянуть каждое отпущенное нам мгновение. Но и здесь время играет с нами в свою беспощадную игру, предательски ускоряясь и тем самым приближая встречу с неминуемым. Многие из нас до самой кончины мечтают о том, чтобы заполучить в свои руки инструмент, способный влиять на ход времени и даже искренне надеются на второй шанс, отпущенный мирозданием для того, чтобы заново прожить свою жизнь без роковых ошибок. Однако подлинная суть жизни на самом деле не в том, чтобы постоянно задумываться о том, сколь много или мало времени нам отпущено. Жить без лишних тревог, опрометчивых решений, ненужных, сомнительных экспериментов со своим телом и сознанием необходимо каждый день вне зависимости от того, какие на самом деле на нас планы у времени или неких иных высших сил, о которых мы все равно до поры, до времени не узнаем. Но к подобным истинам человеку порой очень сложно прийти, и он будет делать все, лишь бы угнаться за тем, что постоянно ускользает и пытаться осознать теории, которые не принесут ни ему, ни его близким подлинное счастье, любовь и умиротворение. А потому для того, чтобы наставить нас на правильную тропу, или хотя бы заставить задуматься о том, что в жизни имеет наибольшую ценность, а к чему лучше не приближаться даже мысленно, как раз и создаются такие произведения, как графический роман Фредерика Питерса и Пьера Оскара Леви «Замок из песка», в котором весьма глубоко и драматично поднимаются вопросы молодости, старения и самого времени. Данное произведение в свое время поразило и вдохновило не только критиков и читателей, но также и режиссера М. Найта Шьямалана, выстроившего на его основе свой фильм "Old" , также известный, как "Время".
В кинопрокат с 22 июля 2021 года выходит новый фильм М. Найта Шьямалана — режиссёра причудливых триллеров "Знаки" , "Таинственный лес" , "Шестое чувство" , "Визит" и трилогии о сверхлюдях «Неуязвимый». Шьямалан известен неожиданными трактовками стандартных жанровых концепций — от вторжения пришельцев до становления супергероя, — и парадоксальными сюжетными поворотами в финале, которые в лучших работах режиссёра меняют впечатление от всего фильма.
Сюжет: семья Гая (Гаэль Гарсия Берналь) и Приски Капа (Вики Крипс) вместе с 11-летней дочерью Мэддокс (Алекса Суинтон) и 6-летним сыном Трентом (Нолан Ривер) в последний раз проводит отпуск в полном составе. После трёхдневного отдыха Гай и Приска хотят развестись, но пока не решаются сказать об этом детям. Управляющий отеля предлагает им поехать на другую половину острова: в заповедной части есть закрытый пляж, куда не водят других гостей. Семья соглашается и отправляется туда вместе с ещё одной группой людей, кардиохирургом Чарльзом (Руфус Сюэлл), его молодой женой Кристал (Эбби Ли), их 6-летней дочерью Карой (Кайли Бегли) и пожилой матерью Чарльза Агнес (Кэтлин Челфант).
Пляж окружен высокими скалами, и там действительно нет никого, кроме рэпера по прозвищу Mid-Sized Sedan (Аарон Пьер), которого узнаёт Мэддокс. Позже на пляж прибывают супруги Ярин (Кен Люн) и Патрисия (Никки Амука Бёрд). Вскоре герои находят в воде тело женщины. Чарльз пытается выйти с пляжа и вызвать полицию, но по пути теряет сознание. По непонятной причине ни у кого из посетителей пляжа не получится дойти до входа в заповедник. Пока взрослые решают, что делать с телом женщины, дети начинают стремительно меняться. Всего за несколько часов они поэтапно преображаются в подростков (повзрослевшую Мэддокс играет Томасин Маккензи, 15-летних Трента и Кару – Алекс Вулф и Элайза Скайнлен). Все застрявшие на пляже понимают, что время для них течёт иначе, чем для остального мира. За полчаса каждый человек стареет на два года. А значит, всего за сутки в этом райском месте они проживут половину века — и жизнь как минимум половины героев на этом закончится. Знакомство с действующими лицами подано максимально прямолинейно и даже топорно. Первая треть картины выглядит как разрозненный набор сцен: зрителю просто представляют персонажей, раскрывая определяющие черты характеров. Причём большинство из них до самого финала останется просто образами‑клише, без какой‑то глубины и личной трагедии.
В отличие от большинства мистических хорроров, в фильме Шьямалана героев преследует не монстр, не древнее божество и не таинственный культ – их изматывает и убивает само время, которому нечего противопоставить, от которого нельзя убежать. Природа постепенно берёт своё, и людей подводят их собственные слабеющие тела. Герои как будто узнают свою судьбу в ускоренной перемотке, доживая со всеми своими недугами до старости. Родители видят повзрослевших детей одинокими и несчастными, а детям позже приходится хоронить родителей прямо в песке — отдельные моменты фильма действительно жуткие. Время на пляже течёт так быстро, что герои не успевают ничего осознать. Они сходу начинают ругаться между собой и совершать ошибки. С момента попадания на пляж один сюжетный поворот немедленно следует за другим. Это торопливое, сумбурное повествование даже у меня вызвало какое то чувство паники – в какие-то моменты действительно чувствуешь себя загнанным на этот пляж вместе с Гаем, Приской, их детьми и случайными попутчика ми. В некоторых сценах «Времени» есть попытки неплохих рассуждений о скоротечности жизни. Обречённые на смерть бок о бок, Гай и Приска понимают, насколько глупым и несерьёзным был их конфликт. На исходе жизни они даже не могут вспомнить, из-за чего хотели развестись. Кристал, молодая жена кардиохирурга Чарльза, помешанная на внешности, утрачивает красоту и вместо благородного старения погибает сгорбленным и отталкивающим существом. Проблема в том, что все эти темы лежат на поверхности, и весь смысл фильма как будто заключен в одной фразе Приски: "Я хочу жить в моменте".
Режиссёр придумал интересную концепцию, постарался наделить каждого героя своей особенностью, да и типичный «вот это поворот» в конце тоже имеется. Но этого мало. Герои достаточно плоские, и, талантливым в целом актёрам попросту ничего играть. Наверное, из всех героев, выделяется персонаж Руфуса Сьюэлла — но он выделяется не из-за какой-то невероятной актерской игры, а из-за того, что сам актёр невероятно колоритен. Герои — это просто маникены, которые перемещаются от сцены к сцене, а кроме визгов, криков и испуганных лиц, им и показать даже нечего. Сама концепция места, где герои невероятно быстро стареют интересна — наблюдать, как дети превращаются со временем в стариков, какие новые эмоции и переживания появляются с возрастом — достаточно любопытно.
Теперь хотела бы сказать о минусах фильма, а их пожалуй намного больше, чем плюсов. От "Времени" не стоит ждать той великолепной гнетущей атмосферы, которую Шьямалан выстраивает в своих лучших картинах. Эффект от всех психологически тяжёлых моментов фильма сбивается неправдоподобными сценами вроде удаления опухоли у Приски перочинным ножом без обезболивания, антисептиков и каких-либо долгосрочных последствий для её организма. Резкие скачки фильма от триллера к безумному трэшу напоминают концовку «Сплита»: когда Джеймс Макэвой превращается в монстра, начинает бегать по потолку и интересное кино о множественных личностях вдруг превращается в очень плохую супергероику. Шьямалан объяснял, что хотел максимально правдоподобно показать быструю трансформацию героев из одного возраста в другой. Об этом говорится в пресс-материалах картины, предоставленных «Канобу». Режиссёр просил юных актёров не играть детей в теле взрослых. Но у Шьямалана получились настолько пустые и незапоминающиеся персонажи, что их просто не во что было трансформировать. Трент, Мэддокс и Кара из весёлых и милых детей превращаются в безликих, вечно нервничающих и нерешительных взрослых, которые постоянно бегают за помощью к родителям. Единственное самостоятельное решение они принимают только к пятидесяти годам — забавная сатира на отвыкшее решать за себя молодое поколение, но в концепции фильма персонажи получились абсолютно бесполезным. Временами картина обещает интересный боди-хоррор – у одного героя в рану попадает инфекция, а персонаж красивой модели Эбби Ли из-за недостатка кальция физиологически превращается в чудовище. Но эти моменты либо скомканы и пролетают так же быстро, как остальные сцены, либо испорчены смехотворно плохой CG-графикой. Поэтому «Время» не получилось ни пугающим, ни философским зрелищем, оно ничем не удивляет и не запоминается. Это просто слабое воплощение неплохой идеи, в котором едва-едва чувствуется почерк Шьямалана.
Больше всего меня огорчили монтаж и музыка. Начальные 20 минут и середина фильма невероятно скучные. В них толком ничего не происходит, а из-за дёрганного монтажа, который скачет «сайгаком» от одного героя к другому становится только дурно. Фильм идёт почти 2 часа, но он сильно перегружен абсолютно ненужными сценами, которые замедляют и без того вялую динамику. Музыка получилась невыразительной — она не передаёт «дух» происходящего и не создаёт атмосферу. Есть пара якобы пугающих моментов, и только в этих сценах появляется небольшое чувство саспенса благодаря удачной композиции, но это никак не влияет на общую скудность саундтрека.
Намерения у Шьямалана, на самом деле, чистые и благородные: показать, что жизнь пройдёт – не успеешь и глазом моргнуть. Нечего тратить драгоценное время на пустяки, на ссоры и переживания, необходимо ценить то, что у вас есть. Вот только этот посыл был очевиден ещё после просмотра трейлера. В самом фильме же ничего нового отыскать не получается, как ни старайся. Вместо этого режиссёр в духе последнего Аронофски устаивает миниатюру человеческой жизни, изображая на маленьком пляже все основные ступени человеческого развития – от молодости до старости. Звучит амбициозно, выполнено бездарно – визуально кино выглядит совершенно заурядно.
Немного сглаживают просмотр как всегда «шедевральные» диалоги Шьямалана, от которых первая половина фильма без смеха не воспринимается вовсе. Персонажи, сыгранные вполне компетентными актёрами и актрисами (Вики Крипс! Томасин МакКензи!), по традиции особо не дружат с логикой, хотя Шьямалан всё же вводит «умного азиата», который с научной точки зрения пытается осмыслить происходящее на пляже (он – медбрат). Вообще разделение персонажей на профессии – ещё один отличный повод посмеяться, так например, девушка-психолог в какой-то момент, после череды смертей, произносит коронное «кто хочет об этом поговорить?», как ни в чём не бывало. Математик постоянно повторяет, что статистически здесь должен быть выход, хотя от его «ремесла» там ни жарко, ни холодно. Более бесполезный в этом плане только внезапно оказавшийся на острове рэпер с трогательной предысторией, чтобы показать, что чёрные в хоррорах – тоже личности.
Сценарий прописан максимально убого. Мало того, что основную «фишку» фильма можно узнать из краткого описания ленты или трейлера, так она еще и никак не развивается в процессе повествования. Картина с каждой минутой подкидывает новые вопросы, на которые упорно не хочет отвечать. Группу людей совершенно не смущает, что отель не предоставляет им проводника через заросшую растительностью местность (все-таки до пляжа еще нужно каким-то образом добраться). На самом пляже люди начинают вести себя антилогично. Если есть угроза в лице вооруженного человека, больного шизофренией, то никто даже не пробует его обездвижить, а затем обезоружить. Когда один из группы хочет плыть без специального снаряжения против течения несколько километров, при этом не являясь профессиональным спортсменом или опытным пловцом, никому в голову не приходит мысль его остановить. Время течет совершенно по-разному для разных персонажей. При этом сам феномен быстрого биологического старения нам предпочитают никак не объяснять с точки рения науки: сами, мол, догадаетесь. Складывается ощущение, что явные изменения происходят только тогда, когда сценаристам нужно сдвинуть повествование с мертвой точки. Персонажи не собираются обыскивать оставленные вещи предыдущих посетителей в поисках полезных вещей. Им проще тратить бесценное время на глупые и бесполезные диалоги. Выход, который находит часть выживших — один из самых идиотских моментов фильма (хотя эпизод в воде явно показывает нам невысокий интеллект ребят). Концовка же вообще выглядит каким-то бредом сумасшедшего. С какой стати пропавших людей никто не ищет, хотя они явно оставляли свои координаты родственникам? Логические вопросы, которые режиссёр почему-то проигнорировал.
Всё начинается с банальной попытки сделать пребывание главных героев на отдыхе значимым: вот семья на гране развода, вот их дети не хотят, чтобы взрослые ругались. Никогда такого сюжета не было, и вот опять, не так ли? Ничего не изменилось бы, если бы это был обычный семейный отпуск. Хотя, пожалуй, всё начинается ещё раньше, когда дети едут в фургоне и поют какую-то песенку про время: да-да, мы поняли, что режиссер подсвечивает, что в фильме время главная категория. Мог бы обойтись и без этого. А почему?
Потому что Шьямалан не способен сделать ситуации и диалоги реальными. Во-первых, они односложны и просты, а во-вторых, все они служат какой-то сюжетной цели и поэтому не заставляют поверить, что перед тобой реальные люди, оказавшиеся в сложной ситуации. Сценарные строчки выглядят так, будто сбежали из пособия по голливудским диалогам для семиклассников: не разговаривают так люди. После каждой смерти актеры изображают страдание, через пару минут они как будто забывают о случившемся, пока не сталкиваются со следующей смертью. Сами герои также прописаны плохо: вернее, само прописывание большинства действующих лиц было лишним. Это не сериал, где каждому второстепенному персонажу можно выделить серию на раскрытие. Особенно притянуты за уши их профессии: они встраивают знания из своих специальностей в диалоги так неудачно, будто пытаются убедить в этом самих себя. То, что медбрат является медбратом, а страховой статист — статистом, можно было бы легко опустить, чтобы не превращать весь сюжет в нагромождение чеховских ружей. Из-за такого нагромождения к персонажам нельзя привязаться, и зрителю совершенно плевать, когда кто-то из них помирает. Ах да, некоторые ружья даже не стреляют: знаете, какую роль в сюжете играет тот фильм с Брандо и Николсоном, который пытался вспомнить хирург? Никакую! Единственный колоритный, интересно прописанный персонаж — это рэпер с псевдонимом Мидсайз Седан, но и он кажется завершенным только благодаря своей нераскрытой таинственности.
Плохо и с постановкой. Знаете чувство, когда в каком-нибудь хорроре хочется накричать на человека через экран, чтобы он не делал глупых вещей? Здесь хочется кричать постоянно, и это пытка. Сцена с эпилепсией настолько плохо поставлена, а актеры так топорно играют, что она может переплюнуть знаменитую «врача, врача, позовите врача» одного российского фильма. Дальше больше: раковую опухоль удаляют, просто доставая её из живота, махающему ножом шизофренику герои не пытаются дать в обратку или убежать, а сидят на земле как NPC из какой-нибудь Cyberpunk 2077 и сносят удары, а ещё никто долго не может догадаться, как работает аномалия, даже видя очевидно выросших детей. Мизансцена всегда заключается в том, что либо персонажи стоят в круге и болтают, либо бегут по пляже с криками «о боже о нет господи хватит», когда что-то происходит (кто-то умер). Единственная сценка, которая работает как надо связана с девушкой с недостатком кальция, вот где боди-хоррор планировался и боди-хоррор получился. Задумка действительно оригинальна, но в сценарии полно логических дыр — Шьямалан о таких вещах, как внутренняя непротиворечивость, перестал заботится в своем творчестве после «Шестого чувства». Почему органические трупы людей гниют, а органические же продукты остаются съедобными? Каким образом люди не умерли от недостатка питательных веществ, если их метаболизм и деление клеток ускорены в сотни раз? Если ментальные характеристики тоже активно взрослеют, почему Кара и Трент в 15 не понимали, что такое секс и беременность?
Резюмируя сказанное, в итоге у автора культового "Шестое Чувство" получился средний руки триллер. Любители пощекотать себе нервы уйдут разочарованными, а те, кто пришёл за интересным сюжетом не получат ничего кардинально нового, ведь сама история не содержит вообще никаких интересных поворотов. Ну, кроме" того самого события" в самом конце фильма, до которого ещё надо дотерпеть. Я очень люблю Шьямалана за его интересные находки, которые есть и здесь, но их слишком мало, чтобы вытянуть весь фильм. Возможно, если бы убрали многие ненужные сцены, и сделали происходящие более осмысленным и динамичным — результат получился намного лучше.
Спасибо за внимание к моей публикации.