Найти в Дзене

Как составить ТЗ для копирайтера: советы от Студии Ял

Оглавление

Возможно вы сталкивались с ситуацией, когда обрисовали копирайтеру текст из своей головы, а получили абсолютно другой? Дело не обязательно в том, что специалист слепой, непонятливый и вообще писать не умеет. От грамотного ТЗ зависит половина успеха текста, вторая — от фазы луны и крепости кофе перед дедлайном. Шутка.

Как же поставить ТЗ, чтобы получить результат, которого вы ждете? Разберемся на примере техзадания для написания SEO-текстов, однако советы универсальны и подойдут почти под каждый проект.

Для некоторых проектов ТЗ приходится составлять максимально подробное и объемное ТЗ
Для некоторых проектов ТЗ приходится составлять максимально подробное и объемное ТЗ

Что такое ТЗ и почему оно так важно?

Техническое задание — это все то, что вам важно отобразить в конечном тексте. Без четкой задачи копирайтеру сложно понять, чего вы от него хотите и в какую сторону двигаться. Это как школьное сочинение на тему «что такое осень?» — у всех выйдет разное.

К тому же, это огромная экономия времени — можно избежать бесконечных правок, а также сохранить специалисту и себе нервные клетки.

Советы тем, кто готовит ТЗ на написание текстов (в том числе SEO)

1. Определитесь с тем, какой вы хотите текст и зачем

Возможно, при слове SEO-текст вы представляете полотно, захламленное под завязку ключевыми словами, но выдохните. Да, раньше они действительно так выглядели — нечитабельные, визуально невыносимые, иногда даже с несогласованными словосочетаниями вроде «купить посудомойку с доставкой питер». Однако теперь дела обстоят иначе — поисковые системы обращают внимание в первую очередь на дочитываемость текста, а к подобным опусам относится негативно.

Ни один хороший копирайтер сейчас не позволит себе писать подобное, взгляните в его портфолио: если увидите текст с сайта первой страницы поисковой выдачи в 2011 году — бегите, куда глаза глядят.

Если вы наконец нашли своего специалиста, составьте для него ТЗ. В нем нужно указать место размещения текста, его жанр и задачу.

Должно выйти что-то подобное:

«Мне нужна статья для раздела «Блог», тема «Посудомоечная машина: как правильно выбрать?». В статье расскажите о том, как удобно иметь ее дома, как это экономит силы и время. Расскажите об основных моделях. Отметьте, что последнюю, что вы описали (вот эту: <ссылка>) можно купить на нашем сайте...»

2. Укажите свою целевую аудиторию

Важно не просто привлекать людей, а привлекать тех, кто вам нужен — клиентов, раз уж мы говорим о SEO-текстах. Если неверно определить ЦА, можно потратить деньги впустую. Расскажите копирайтеру, кем видите своего читателя: его пол, возраст, уровень образования, социальный статус, интересы и вообще все, что сочтете нужным.

Тексты, написанные для женщин, не сработают, если ваша ЦА - мужчины
Тексты, написанные для женщин, не сработают, если ваша ЦА - мужчины

3. Установите требования к подаче материала

Исходя из предыдущего пункта копирайтер подбирает стиль повествования. Если мы рассказываем домохозяйке о посудомоечной машине, не нужно углубляться в то, как устроены клапаны и нагревательные элементы. Лучше расскажите, что бокалы после нее, как новые.

4. Предоставьте референсы

Копирайтеру нужно от чего-то отталкиваться — покажите пример текстов, которые считаете хорошими. Можете изучить сайты конкурентов или просто поискать по ключевым запросам — раз уж мы заговорили о SEO, так это обычно и делается.

5. Условьтесь об объеме текста, его оформлении и структуре

Укажите количество символов/слов в будущем тексте, лучше всего указать диапазон. Хорошо еще уточнить, насколько можно выйти за его рамки (например, 400 знаков) — это нужно для того, чтобы копирайтеру не пришлось ужимать свою мысль до потери пульса. Но и растекаться по древу он тоже не станет, как если бы ему платили за количество знаков.

Также стоит указать свои требования к оформлению и структуре, ее можете прописать самостоятельно или оставить на усмотрение копирайтера.

6. Предоставьте перечень ключевых слов

Ну и куда же в SEO-тексте без ключевых слов! Напишите какие и сколько раз нужно употребить. Если что-то нельзя склонять, отметьте и это.

7. Установите уровень уникальности

Здесь стоит указать допустимый ее процент (допустим, 80+). Важно также, в каких именно сервисах будет проходить проверка — данные могут разниться. Мы советуем Advego Plagiatus, content-watch и text.ru.

Не стоит забывать, что написать стопроцентно уникальный текст не всегда возможно. Существенно снижаются шансы, если у вас техническая или IT направленность. Обилие профессиональных терминов тоже не сильно улучшает ситуацию.

Самое главное — узнать, копипастил ли специалист с других сайтов. В этом случае программа выделит и даже подскажет, в какой именно текст тыкать автора носом.

Но даже если уникальность такая высокая, радоваться рано
Но даже если уникальность такая высокая, радоваться рано

8. Пропишите дедлайны

Да, все верно, не дедлайн, а дедлайны. Укажите копирайтеру, когда нужно сдать первый вариант текста и когда финальный (после всех правок).

9. Предотвратите тошноту

Тошнотой называется заспамленность текста, захламленность его повторами одних и тех же слов и фраз. Хороший копирайтер сам будет избегать подобного. Для всех других есть те же сервисы для самопроверки.

10. Проясните все вопросы

Обязательно уточните у копирайтера, остались ли у него какие-то вопросы. Хороший текст нужен в первую очередь вам, потому постарайтесь сразу прояснить все непонятные моменты.

Этими пунктами мы руководствуемся, составляя ТЗ для копирайтеров на наши SEO-проекты. Годы работы показали действенность такой инструкции — клиент никогда не остается недоволен результатом.

Копирайтеры Студии Ял пишут качественные тексты для разного бизнеса — от магазинов детских игрушек до агентств недвижимости. Если вы находитесь в поиске хорошего специалиста, оставьте заявку на нашем сайте или свяжитесь с нами по телефону +7(800)775-23-01.