А никак не провел. Когда я несколько лет назад посмотрел этот фильм, то мне достаточно было в нем северной реальности, которая тут же перемешалась с моими воспоминаниями. И ни на что другое я тогда просто не обратил внимания. Ни на эту, мелодраматично растянутую на весь фильм, человеческую трагедию, ни даже на откровенные ляпы. Сейчас я посмотрел его более внимательно, и сказал себе: не умеют. И сел писать. Возможно, эту мою статью мало кто здесь прочитает, ну что же. Своих я хочу найти, тех, кто меня поймет. Ведь тех, с кем я работал, и о ком здесь уже писал, почти никого не осталось. Жизнь полярника, летчика, моряка, просто бродяги, - она очень красива, но безбожно размывает здоровье. Как волна размывает берега. Сашка Сникерс вот остался. И то хлеб.
Начинаю ругаться за фильм.
Их станция расположена на узкой косе, как кинжал, вонзившейся в залив. Как там со штормами? Я сам видел когда-то дохлого кита, выброшенного на берег за несколько десятков метров от края воды. Как бы вам, ребята, оттуда не уплыть, вместе с домиками. И еще. Где брать питьевую воду? Если где-то далеко, то я там, на станции, не увидел никакого транспорта. Ручья или речки, кстати, нигде не увидел тоже.
По работе. Видимо, это все-таки метеостанция. Сказано было, что там сидели и геофизики, хотя им там нечего делать. Разве что, работать на вариационной аппаратуре, для обеспечения аэромагнитной или гидромагнитной съемки. Хотя там никакой работы и нет, я знаю. И Вовик Ефимов знал, и мог бы подтвердить. Если бы. Там надо просто спать, а потом снять разом все данные, и куда-то отправить. И вот эти двое постоянно берут из аппаратуры какие-то данные, и тоже отправляют их куда-то. Видимо, очень важные данные, потому что младший уже схлопотал пару оплеух от старшего. За то, что чего-то там не сделал. Хотя сам старший постоянно мотается за рыбой. В рабочее время. И, если эти данные должны были обрабатываться постоянно, то почему их обоих хотели забрать вертолетом из бухты Южной навсегда, или до следующего сезона? Не понимаю.
Об оплеухах, и очень серьезно. Я в геологии прожил 36 лет, и ни разу ничего подобного не видел. Потому что там это невозможно. Ни в тундре, ни в Антарктиде, ни на кораблях. И люди, которые приходят туда жить, сами понимают это. Только дружба и взаимопомощь. А если твой напарник сделал что-то не то, то ты сам виноват, научил плохо. Или просто так получилось. Хотя я пару раз тоже был близок к рукоприкладству, расскажу позже.
Тем более, ничего подобного нельзя, если вы только вдвоем. Ты подвернул ногу, это элементарно там, на скользких камнях. Кто за тебя отработает смену, а то и несколько? Побитый тобой напарник?
Стрелять в молодого из винтовки. Попогребский так изобразил полный разрыв души. По-моему, удалось не очень.
О технике. В фильме прошли кадры компьютерной игры “Сталкер. Тень Чернобыля”. Значит, это не раньше 2007 года. Тогда уже были компьютеры и ноутбуки. И прочая приличная аппаратура. А здесь вообще почти ничего не было показано. Ну, мелькнул один раз монитор с неизвестными мне графиками на нем. И какой-то ящик с древней тангентой на проводе. Тангента, для тех, кто не знает, - это маленькая коробочка на витом проводе, и с кнопочкой. Нажимаешь – говоришь, отпускаешь – слушаешь. Всего делов. Рация - это у них называется. Ни хрена не рация, одни только шумы и непрохождение сигнала. Моя древняя средневолновая “Ангара” работала гораздо лучше. И еще. Временно испортить эту рацию, засунув в радиоразъем кусочек алюминиевой фольги, нельзя. Только испортить навсегда. Техника, наверняка, уже не ламповая, а транзисторная, и передатчик попросту сгорит.
Кульминация. Младший прячется от старшего в заброшенном доме на краю обрыва. Дом этот выглядит очень киногенично, но не рационально. Лучше бы где-то в тихом, и не лавиноопасном месте. Опять же, рядом с питьевой водой. Возможно, здесь снимали настоящий дом, заброшенный на эту скалу в силу некоей производственной необходимости. Только я как-то этой необходимости не вижу. К тому же, на этом обрыве вы постоянно рискуете улететь вниз, на лед. Не верите? Вас никогда не катало ветром по снегу? У меня было, когда сдуру отпустил ручку двери.
…Приоткрыть дверь балкА, и схватиться правой рукой за наружную дверную ручку. Выйти, и умудриться закрыть дверь. И чтобы тебя при этом не унесло. Потом найти в темноте ручку другой двери, открыть ее, и обеими руками втянуть себя в маленький домик. Закрыться и сделать свое дело. Обратно – примерно в таком же порядке. Это я вам рассказал про стандартный поход в туалет. На Дружной-3, в Антарктиде. В пургу. На Севере, кстати, то же самое, только я не доживал там до настоящей зимы. Вру, было однажды, зимой на Чукотке. В поселке, на детской площадке. Качели, которые доска и две веревочки, знаете? Так вот. Когда я пытался мимо них доползти до базы, они располагались параллельно земле. Ветер был гораздо круче, чем сила земного притяжения.
Но, чтобы вас совсем не напугать, скажу, что бывает и приятнее. Антарктида, Дружная-4, и бесполетный день. Сижу в одном свитере на пороге нашего балка. Жара, даже снег у балка растаял. И проявилась земля-не-земля, а просто перетертые в труху камни. Но на землю похоже. И захотелось мне домашнего уюта. Тут же побежал на ДЭС, к Ансику, и выпросил у него тонких реек. И даже цветные нитки у него оказались!
Быстро сколотил из реек низенький заборчик, установил его. Палисадник получился, цветочки посажу. Дома никого. Ансик дежурит на ДЭСе, двое других ушли квасить к сейсмикам. Ну, я тоже принял для вдохновения, и начал творить. Как это делается? Надо тонкую медную проволоку (где-то 0,3 мм) намотать на иголку, потом получившуюся спиральку слегка растянуть. Согнуть ее, и концы спиральки скрутить вместе. Получится или лепесток цветка, или листик. Потом все эти заготовки обматывать нитками нужного цвета, попадая ниткой в каждый виток спирали. Потом все это собрать до кучи на длинной проволоке потолще, и замаскировать проволоку снова зелеными нитками. Цветок готов. Три штуки я за вечер сделал. А наутро и мой палисадник, и весь наш балок под крышу засыпало снегом. Но цветник мой не пропал. Остался в конце сезона на столе ждать нас до следующего года.
Это было лирическое отступление, а я снова к фильму. Про самое веселое. Про тот момент, когда в этом заброшенном доме жарят яичницу из яиц чайки, или кайры. Интересно, кто до этого додумался? Господин Попогребский? Поздней осенью! Когда уже идет снег, и прет, куда ему надо, жирный икряной голец! Воровать на птичьем базаре яйца из занесенных снегом птичьих гнезд!
Потрясающее знание материала, и жизни вообще. Но наши птицы занимаются этими делами только весной, клесты и пингвины не в счет. Да и многие люди тоже так живут.
- Дурманом сладким веяло,
- Когда цвели сады,
- Когда однажды вечером
- В любви признался ты…
Анна Герман. Которую я буду любить всегда…
Такие дела. Новую ”Территорию” я вообще не стал смотреть. И не потому, что боялся ляп. Я ведь эту книгу знаю почти наизусть, как знал раньше “Евгения Онегина”. И считаю так. Ляпы ляпами, но даже мироощущение геологов того времени, данное нам Куваевым, перенести в нынешнюю нашу убогую реальность совершенно невозможно.
Вот и все, что я хотел сказать. Ах, да, забыл! Малосольного гольца я вам исключительно рекомендую.
…..
И еще, для моих дорогих читателей. Я не работал в Дзене несколько дней. Собирался уезжать в город, и Интернет закончился. Два дня я уже в Питере (Сашка, слышишь?). И, когда я здесь попал в Дзен, то увидел, не сосчитать, сколько колокольчиков. Пишут 99, значит, далеко за сотню. И вы начали читать мои очень старые статьи. Чему я только рад, ведь они не хуже. Возможно, некоторые из них надо бы отредактировать, но некогда. Ведь вы меня торопите, вам все новое подавай. Но удалять из прошлого ничего нельзя, там тоже был я. Какой уж есть.
Спасибо вам, ребята и девчата! Читайте меня. Подписывайтесь на мой канал.