Найти тему

«Адаптироваться к этой истории сложно, но мы стараемся». Как выживают нижегородские рестораны в четвертую волну

В Нижегородской области за месяц побиты рекорды по заболеваемости, госпитализации и смертности от COVID-19: скорость распространения заболевания самая высокая за все время. С 6 октября введены ограничения на посещение культурно-массовых мероприятий, а барам и ресторанам разрешено принимать посетителей только до полуночи. Инспекционные рейды на соблюдение антикоронавирусных мер охватили на этой неделе более 170 нижегородских магазинов и кафе. В последних усилен контроль за соблюдением запрета на проведение банкетов, караоке, корпоративов и прочего. О том, как чувствует себя нижегородский ресторанный бизнес в четвертую и, пожалуй, самую сложную волну поделились с PolitBook рестораторы Максим Мирсиянов и Александр Сурин.

Протоколы, проверки, штрафы

Сейчас в Нижнем Новгороде ужесточен контроль за соблюдением масочного режима в местах массового пребывания людей и общественном транспорте, а посетителям концертов и спортклубов необходимо специальный документ, подтверждающий прохождение вакцинации — мультипасс (или же ПЦР-тест не более чем суточной давности). Для заведений общественного питания таких требований пока не вводится, однако до конца этого месяца они смогут работать только до полуночи, а после 24:00 и до 6 часов торговать можно исключительно на вынос.

Ресторатор, основатель компании BerezkaGroup отмечает, что нижегородские бары и ночные клубы, которые формировали свою основную выручку в вечернее и ночное время, терпят сегодня убытки. Рестораны, выстроенные под одну посадку, уже перешли на сокращенную. Заведениям итак непросто, так они еще подвергаются постоянным инспекционным рейдам.

ФОТО: Анастасия Шохина
ФОТО: Анастасия Шохина

«Складывается ощущение, что наши проверяющие органы, начиная с октября, выбрали рестораны в качестве необходимых «ритуальных жертв». Сейчас мы работаем под давлением интенсивных, очень жестких проверок с систематическим выписыванием протоколов за малейшие нарушения вроде пары спущенных с носа масок или отсутствие разметки по всему залу, которая еще буквально летом никому не требовалась. Нормы и требования прописаны очень размыто, многие нелогичны, конечное решение всегда остаётся за конкретным сотрудником проверяющих органов. Остается надеется только на их адекватность и человечность. Адаптироваться к этой истории сложно, но мы стараемся, пытаясь донести, что рестораны, возможно, самые безопасные территории в городе сейчас», - говорит Максим Мирсиянов.

ФОТО: Анастасия Шохина
ФОТО: Анастасия Шохина

По мнению ресторатора, мир разделился на тех, кто соблюдает нормы, живет по установленным требованиям и терпит убытки, теряя гостей и медленно разоряясь, и тех, кто на все «забил», продолжает работать как раньше, не соблюдая никакие нормы вообще. Речь идет, например, о кальянных, которые прекрасно себя чувствуют и в эту четвертую волну.

«На сегодняшний день это конечно удивительная ситуация, когда проверяющие органы не способны, судя по всему, с этими реальными, а не мнимыми очагами распространения болезни справиться. Конечно, проще ежедневно посещать торговый центр, который на виду и штрафовать за маски-перчатки, чем ходить по не особо скрывающимся кальянным и им подобным местам», - говорит наш собеседник.

Юбилейная подушка безопасности

Сейчас рано говорить о том, будет ли заведениям нижегородского общепита предоставлена какая-то поддержка от властей. Последние пока больше смотрят в сторону театров, кинотеатров и прочих заведений культуры.

«Если говорить о ресторанном бизнесе, то за время подготовки и празднования 800-летия Нижнего Новгорода эти заведения пережили огромный наплыв клиентов. Поэтому сейчас они в состоянии позаботиться о своих посетителях и соблюдать новые требования без ограничений», — заявил губернатор Глеб Никитин.

ФОТО: Анастасия Шохина
ФОТО: Анастасия Шохина

Часть ресторанов за время празднования 800-летия действительно успела наработать себе определенную финансовую подушку безопасности, но это касается только тех заведений, которые находятся в центре города на основных туристических маршрутах.

По мнению Максима Мирсиянова, у кафе, расположенных в стороне от главных улиц и турпотока, большого наплыва посетителей не было, им будет сложнее пережить грядущие ограничения. А вот выручка заведений, находящихся на Большой Покровской могла бы быть больше, если бы не ремонт улицы, который продолжался все лето и все юбилейные празднества.

«800-летие благотворно сказалось на ресторанах, находящихся в центре города в общем, и на ул. Рождественской с прилегающими территориями, набережными, в частности. Здесь рестораны действительно показали замечательные результаты. Но если говорить о доли этих ресторанов в общем объеме, то это не более 2-3 процентов. Что касается большей части бизнеса в торговых центрах, либо в нижней части города, то этим заведениям от туристического потока практически ничего не перепало, либо совсем немного. Нельзя сказать, что там был какой-то заметный рост доходов. Они как жили, так и живут, работая для своего нижегородского гостя, а не на туристов», - комментирует эксперт.

ФОТО: Анастасия Шохина
ФОТО: Анастасия Шохина

Юбилейное лето Нижнего помогло заведениям общепита, расположенных по пути следования туристических маршрутов, увеличить свою выручку в августе примерно на 20 процентов, - и это неплохой результат, считает нижегородский ресторатор и предприниматель Александр Сурин.

«Хорошо, что это было в жизни нашего города, я имею в виду такое масштабное благоустройство, проводимое, кажется, впервые за 50 лет, - отмечает он, - теперь мы будем это наследие постепенно осваивать. На фоне этого такие местечковые моменты - недовыручки или перевыручки – они меркнут. Уверен, город получит больше туристов в следующем году. С этими волнами ковида люди не будут ездить куда-то далеко, за границу, но будут приезжать, например, к нам, в Нижний Новгород. Даже если приедет на сто тысяч человек больше, чем обычно – это уже хорошо. И тогда можно будет говорить про «чистые деньги», так как не будет перекрытий, особых гостей и прочих мер безопасности», - считает предприниматель.

Только не QR-коды

В областном правительстве обещали отслеживать ситуацию в различных отраслях экономики, в том числе и в сфере гостеприимства. Губернатор неоднократно заявлял, что «ни у кого это ужесточение мер удовольствия не вызывает, но и допустить перегрузку системы здравоохранения власти не могут».

Уже первая волна многому научила. С одной стороны, она принесла с собой дефицит кадров из-за оттока мигрантов, которые занимали в отрасли самые низовые позиции. Но, с другой стороны, на эти же позиции пришли местные, простые русские люди, а не мигранты. Причем зарплата им стала предлагаться почти вдвое выше, чем ещё пару лет назад.

ФОТО: Анастасия Шохина
ФОТО: Анастасия Шохина

«Я вижу в целом для общества это хорошим и правильным изменением. Просто как гражданин, а не как бизнесмен в данном случае. Малообеспеченные слои населения имеют возможность хоть как-то повышать свой уровень жизни, даже работая мойщиками в ресторанах, - отмечает Максим Мирсиянов, - происходит смягчение нравов. Чем больше мы заботимся о наших сотрудниках, тем больше они заботятся о гостях».

«В недалеком будущем ресторанный бизнес фактически будет делиться на дорогие и красивые рестораны, с отличным сервисом и вкусной качественной едой, очень проработанные в деталях и на заведения, связанные со всем быстрым, недорогим, массовым и очень понятным. А вот средний сегмент, скорее всего, будет сокращаться. Такая тенденция наблюдается в последние годы во всем мире и наш город не исключение», - резюмирует эксперт.

-7

Нижегородские рестораторы понимают необходимость ограничений. Главное, чтобы новая волна прошла в кратчайший срок. Пока ограничения введены до конца октября, но их действие может перейти в новогодние праздники. Однако и это можно пережить. А вот то, что действительно может «убить отрасль», так это введение QR-кодов, считает глава нижегородского представительства Федерации рестораторов и отельеров Александр Котюсов.

«Хорошо еще, что пока не вводят QR-коды. У нас вакцинировано около 30% жителей города, из них в рестораны ходят примерно треть. Поэтому введение QR-кодов посетителей будет означать для нас смертный приговор», - подытоживает он.

Анастасия Шохина