Найти тему

Даосизм: его роль в культуре Древнего Китая

Основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-Цзы. Жил он в пятом-шестом веках до нашей эры. Он же считается автором главной книги даосизма — «Дао Дэ Цзин».

Лао-Цзы становится легендарной фигурой уже на ранних этапах развития даосизма, постепенно начинается процесс его обожествления.

При этом существует более легендарная теория об основателе даосизма. Жёлтый император, Хуан-Ди, легендарный правитель Древнего Китая — мифический персонаж, которого также называют первопредком всего китайского народа. Он упоминается в исторических записях, а его правление датируется третьим тысячелетием до нашей эры. История воскрешения Хуань-Ди считается основой теории о возможности достижения бессмертия с помощью практик даосизма: император сам предсказал свою дату смерти, а в его гробе позднее обнаружили лишь некоторые элементы его одежды.

Трактат мудреца Лао-Цзы стал той основой, вокруг которой стало формироваться все учение. При этом существуют и другие тексты раннего даосизма, например, «Чжуан-цзы» авторства Чжуань Чжоу.

«Дао Дэ Цзин» — Книга пути и достоинства — основополагающий источник учения, являющийся к тому же одним из памятников китайской мысли и оказавший немалое влияние на культуру Китая и всего мира в целом. Главная мысль трактата — понятие «дао» — трактуется как естественный порядок вещей, который не допускает вмешательства, «Небесная воля» или «Чистое небытие»

Даосизм является традиционным китайским учением о «дао» или «пути вещей». Понятие «дао» так же истолковывается как предвечное бесконечное, нечто немыслимое для простого человека, не имеющее «образа, вкуса или запаха; никем не сотворенное, оно беспристрастно охватывает и вмещает в себя все сущее, подобно всеобъятному и бездонному небу. Дао пустотно, это — форма без формы, образ, лишенный вещественности. Оно не имеет внешних атрибутов»

Последователи даосизма называют «дао» Творцом вещей, но при этом не ждут от этого какой-либо заинтересованности в их личной судьбе или судьбе целой вселенной. Связано это с тем, что, согласно даосскому учению, в мире все происходит независимо, само по себе: и каждое мгновение времени, и каждая частица бытия абсолютно самодостаточна.

В сущности, даже само «Дао» не является принципом мироздания. Оно, согласно даосской философии, не может владеть даже собой. Оно постоянно изменяется, но при этом нет ничего более стабильного, чем «дао».

В даосскому представлении, мир — «единое превращение Дао». Оно за пределами человеческих чувств и ощущений, не может быть определено словами. В даосизме понимание сущности бытия как пустоты ведёт к пониманию соотношения возможности и действительности. В древнекитайской культуре традиционно уделяется особое внимание на возможности, так как в небытие все уже существует и оно может лишь проявится в реальном для нас мире.

Но сам термин «Дао» не является исключительным понятием даосизма. Оно традиционно для всей китайской философии и каждый философ Древнего Китая видел в «дао» смысл правды и праведного пути. В целом, можно сказать, что все древнекитайские мудрецы — приверженцы «Дао».

Так, в конфуцианстве «дао» — это путь нравственного совершенствования на основе этических норм, но в даосизме это понятие имеет значение высшего первопринципа, источника бытия всего сущего.

«Дао» в даосизме — это все то, что существует само по себе и что не порождено людскими стараниями. Мудрость даосса заключается в особой способности не беспокоить покой всего мира своими действиями.

В даосской философии между собой переплетены множество взаимовлияющих, взаимовлияния воющих сил, включая и человеческую сущность. Эти силы постоянно движутся и постоянно изменяются. В сущности же своей даосизм придерживается представлений о простоте: мир, а в частности человек, общество и весь природный мир, станут лучше, если вернутся к исконным понятиям, убрав из жизни лишние моменты, как, например, целенаправленная деятельность.

Путь истины — это в первую очередь путь внутреннего и внешнего преображения человека, его постепенное самосовершенствование. Но если человек не познает истину, он окажется подобен нелепому слепому.

При этом в даосизме нет строгого следования нравственным нормам. Согласно даосской теории, человек, когда он совершает какое-либо действие, не должен останавливаться для оценки последствий и задумываться о правилах поведения. Это связано с тем, что чаще всего оценка действий в любом случае происходит уже после осуществимого действия, когда результаты говорят сами за себя.

Мудрецы даосского учения не доказывают и не проповедуют что-либо. Цель их заключается в возвращении жизненной ориентации людям. Они предлагали забыть о нормах и условностях, чтобы в спонтанности своего просветления слиться с «дао» ради постижения принципа всеобщего порядка.

Главным нравственным принципом в даосизме является принцип недеяние — «у-вэй», созерцательная пассивность, самым главным признаком которой является отсутствие причин для действия.

Даосское учение воплощается и в общественной жизни: происходит это с помощью практики символического освоения пространства — «Фен-шуй». В рамках этой практики чаще всего используются следующие понятия:

  • Ци — жизненная сила и энергия, заключённая во всем сущем
  • Инь — темное женское начало, женская энергия
  • Ян — светлое мужское начало, мужская энергия

В целом, Фен-шуй посредством даосской философии объясняет как жить в гармонии с миром. Под гармонией в даосизме, и в частности в практике Фен-шуй, подразумевается равновесный обмен энергиями Ци между человеком и природой. Возвращение баланса обмена энергией за счёт воздействия на окружение человека (то есть на интерьер, архитектуру и так далее) — главная задача Фен-шуя. Все это составляет энергетический комплекс, в рамках которого существует человек.

Инь и Ян олицетворяют два типа сил во вселенной, которые воплощены в пяти элементах и, следовательно, составляют всю суть мира. Они нераздельны и дополняют друг друга. Символика инь-ян пронизывает все сферы жизни китайского народа.

Сбалансированный подход ко всем явлениям природы — базовая концепция даосизма. Баланс роста и угасания является основой любого явления в мире. Понимание двойственности всего сущего позволяет жизнь наиболее свободно, независимо от неудач. Даосская философия придерживается мнения, что в жизни каждого человека должны чередоваться этапы активности и этапы созерцательного покоя, иначе его деятельность станет менее эффективной.

Одной из наиболее ярких идей даосизма является предоставление о достижении человеком бессмертия с помощью различных практик: созерцания и недеяния, определенного рецепта эликсира. Помимо бессмертия, это может даровать человеку и уникальную возможность познавать на совершенно ином уровне силы окружающего мира.

В Циньскую и Ханьскую эпоху даосы ассоциировалось с искателями бессмертия. Особо известны поиски эликсира бессмертия которые организовывал император Цинь Шихуанди. В своем стремлении он опирался именно на миропредставление через даосизм.

В эту же эпоху происходит формирование даосского учения («даоцзяо»). Это понятие впервые встречается в исторических трудах Сыма Цяня. Вероятнее всего, оно обозначает скорее библиографическую классификацию определенных сочинений на даосскую тематику. При этом, этот термин стал употребляться в качестве названия религиозно-философского учения только в четвертом-пятом веках нашей эры.

#культура