«Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своём; когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: «господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нём плевелы»? Он же сказал им: «враг человек сделал это». А рабы сказали ему: «хочешь ли, мы пойдем, выберем их»? Но он сказал: «нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою».» (Мф. 13: 24-30).
Почему Бог попускает христианину скорби и искушения? Как говорит нам Священное Писание: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.» (2-е Тим. 3: 12). Это показывает и опыт Апостолов, мучеников, преподобных, праведных. Они вслед за Господом несли крест, встречали трудности и испытания на жизненном пути и достигли Царства Небесного. Как написано: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.» (Деян. 14: 22). Господь Иисус Христос, будучи Безгрешным, претерпел здесь поругания, осмеяния, крестную смерть, взяв на себя наши грехи. Почему же праведным, благочестивым людям приходится здесь на земле терпеть скорби? На земле рядом с нами существует зло: это князь мира сего – сатана и его бесы, которые были низвержены с небес. «Итак, веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошёл диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени.» (Откр. 12: 12). Они сеют зло на земле.
Кто-то спросит: а почему Бог не уничтожит зло на земле? Во-первых, сатана и падшие ангелы – это тоже творения Божии, и Господь их любит, несмотря ни на что, потому что Бог есть любовь. А во-вторых, Господь настолько Благ, что Премудрость Божия обращает зло, которое они сеют, во благо человеку, во спасение его души, оборачивает зло в добро, худшее в лучшее. Это зло, если человек уповает на Господа, оборачивается ему к ещё большему благу, чем если бы его не было. Поэтому Бог попускает бесам искушать человека. «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.» (Рим. 8: 28). Таким образом, бесы способствуют спасению человека. Поэтому Господь попускает гонения христианину от бесов, людей, которые являются их орудием. И если у человека всё гладко, все его любят, то какая награда ему за это? Как говорит Господь: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.» (Мф. 5: 44-48).
Во-первых, Господь использует бесов, попускает им искушать человека для его смирения, без которого спасение невозможно. Сатана пал в раю из-за гордости, где не было зла. «Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твоё исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней.» (Иез. 28: 13-16). Адам и Ева тоже пали в прекрасном Эдемском саду. Когда человек обретает смирение перед Богом и людьми, то обретает и любовь. Когда человек сам познает страдание, то он лучше будет понимать других людей, страдающих, будет испытывать к ним сострадание, он приобретает милосердие. А когда человек сам не познал страдание, его сердце может ожесточиться, он может не понимать людей, страдающих, пребывающих в нужде, в скорби. Как говорит народная мудрость: «Сытый голодного не разумеет.» Пословица. Ещё одной причиной, почему попускаются скорби, является то, что человек, который познал страдание, лучше, ярче, полнее познает, счастье. «Сеюшии слезами, радостию пожнут. Ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя, грядуще же приидут радостию, вземлюше рукояти своя.» (Псалом 125: 5-6). Как пишет Г. Х. Андерсон в сказке «Гадкий утёнок»: «Теперь он был рад, что перенес столько горя и бедствий: он лучше мог теперь оценить свое счастье и все окружавшее его великолепие. Большие лебеди плавали вокруг него и ласкали его, гладя клювами по перышкам… …Все говорили, что новый красивее всех. Такой молоденький, прелестный! И старые лебеди склонили перед ним головы. А он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная зачем. Он был чересчур счастлив, но нисколько не гордился: доброе сердце не знает гордости, помня то время, когда все его презирали и гнали. А теперь все говорят, что он прекраснейший между прекрасными птицами! Сирень склоняла к нему в воду свои душистые ветви; солнышко светило так славно... И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик: — Нет, о таком счастье я и не мечтал, когда был еще безобразным утенком!». Отрывок из сказки. Как нам известно из сказки, гадкий утёнок пережил до этого многие скорби, обиды от разных птиц, зверей, девушки, которая кормила птиц, он не знал счастья. Но это обернулось ему к лучшему. Когда он стал прекрасным лебедем, он ярче, полнее смог познать счастье. Такие примеры есть и в жизни. Например, царь и пророк Давид говорил о себе: «Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей.» (Псалом 21: 6). Зато как он был прославлен потом у иудеев и сейчас прославлен в лике святых. Да и Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы был презрен между людьми, когда был распят на кресте за грехи наши. Как говорит о Нём пророк Исаия: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо своё; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились.» (Исаия 53: 3-5). Но зато Он вознёсся в славе, сел одесную Отца и является Судиёй живых и мёртвых. «И, приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.» (Мф. 28: 18).
Кроме того, бесы, враги обнаруживают страсти, которые есть в человеке, и это приводит его к покаянию, сокрушению сердечному, способствует его совершенствованию, изменению к лучшему. Ещё перенесение скорбей, искушений, обид от бесов, врагов способствует приобретению терпения, укреплению духа, и тому, что человек, познавая свои немощи, надеется не на себя, а на Бога. «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.» (Рим. 5: 3-5). «Яко Тобою избавлюся от искушения и Богом моим прейду стену.» (Псалом 17: 29). Также в искушениях человек сильнее стремится к Богу, к Спасителю, усерднее начинает молиться, чтобы Господь избавил его от этого искушения. Кроме того, если человек терпеливо, смиренно переживает скорби, искушения в этой земной жизни, то он получает венцы нетленные, награду от Господа в вечности. Чем больше скорбей было, тем больше венцов нетленных, тем больше радости получает человек в вечности. Поэтому святые отцы жалели бесов, ведь они понимали, что бесы им венцы нетленные плетут. Поэтому Господь не уничтожает сатану и бесов до Своего Второго Пришествия, когда зло будет уничтожено.
Вспомните, сказку Ш. Перро «Золушка». Мачеха любила своих родных дочерей, а Золушку не любила, потому что завидовала ей, что её дочки не так хороши и красивы. Она свалила на падчерицу всю грязную работу: «Бедную падчерицу заставляли делать всю самую грязную и тяжелую работу в доме: она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницы, убирала комнаты мачехи и обеих барышень — своих сестриц.» Отрывок из сказки. Своих же родных дочек мачеха баловала. Золушке приходилось сносить обиды от мачехи и её дочек. «Бедная девушка молча сносила все обиды и не решалась пожаловаться даже отцу. Мачеха так прибрала его к рукам, что он теперь на все смотрел ее глазами и, наверно, только побранил бы дочку за неблагодарность и непослушание.» Отрывок из сказки. Но зато такое воспитание Золушки, способствовало тому, что она была кроткой, смиренной, терпеливой, служила всем. Как говорит Господь: «вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.» (Мф. 20: 25-28). И именно Золушка на балу очаровала принца, а после стала его женой. Сколько страдала Золушка, столько получила и счастья. А избалованные сёстры и злая мачеха остались ни с чем. «Тут только обе сестрицы поняли, кто была та красавица, которую они видели во дворце. Они кинулись к ногам Золушки, чтобы вымолить себе прощение за все обиды, которые она вытерпела от них. Золушка простила сестер от всего сердца — ведь она была не только хороша собой, но и добра. Ее отвезли во дворец к молодому принцу, который нашел, что она стала еще прелестнее, чем была прежде. А через несколько дней сыграли веселую свадьбу.» Отрывок из сказки. Об этом же говорится в сказке «Морозко». Настенька, которую не любила мачеха и заставляла всё делать по дому, была трудолюбивая, кроткая, смиренная, готовая пожертвовать жизнью за отца, а родная дочка мачехи Марфушечка-душечка была избалованная, изнеженная, злонравная. В итоге Настеньку Морозко одарил дарами, подарками, да и жених ей достался – красавец, а Марфушечка осталась ни с чем. В Священном Писании описаны испытания Иова, которого искушал сатана. Но он выдержал все испытания, и Господь благословил его ещё больше, да и он прославлен в лике святых. «И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде.» (Иов. 42: 10).
Только нужно принимать все посылаемые скорби смиренно, терпеливо, мужественно, с благодарностью Богу. Когда же человек начинает роптать, то это, напротив может погубить душу. К ропоту человека склоняет сатана, таким образом желая погубить его душу. Не вошёл в рай разбойник, который был распят на кресте по левую сторону от Иисуса Христа, потому что он роптал, злословил Христа и испытывал Его: «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.» (Лк. 23: 39). Нужно принимать всё со смирением, почитая себя достойными наказания, как благоразумный разбойник на кресте, благодаря Бога, за то, что в этой жизни даёт пострадать, чтобы избавить от вечных мук: «Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё! (Лк. 23: 40-42). И тут же услышал от Господа ответ: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.» (Лк. 23: 43). Такое восприятие даёт душе покой, человек получает силы нести свой крест, крест становится лёгким.
«Бог препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой. Совершаяй нозе мои, яко елени, и на высоких поставляяй мя. Научаяй руце мои на брань, и положил еси лук медян мышца моя. И дал ми еси защищение спасения, и десница Твоя восприят мя, и наказание Твое исправит мя в конец, и наказание Твое то мя научит. Уширил еси стопы моя подо мною, и не изнемогосте плесне мои. Пожену враги моя, и постигну я, и не возвращуся, дондеже скончаются.» (Псалом 17: 32-37).
«Неправедный пусть ещё делает неправду; нечистый пусть ещё сквернится; праведный да творит правду ещё, и святой да освящается ещё. Се, гряду скоро, и возмездие Моё со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний.» (Откр. 22: 11-13).
Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
Спаси Вас, Господи!
АНОНС БЛОГА
Дорогие о Господе читатели и подписчики! Представляю Вам новый Православный канал на Яндекс Дзен – «Блог человека Божия» - https://zen.yandex.ru/id/5fce12e36cb39615eb655cc4:
Канал о том, как пребывать в Церкви для гарантии спасения души. Об избранниках Божьих, о важности дружбы с ними для спасения и возможность дружбы с ними на канале.
О самом главном и важном для каждого.
Как сказал создатель блога, другое название его: «Спасение только в Церкви»!
Об этом свидетельствуют и публикации на нём:
Нет спасения вне Церкви
Новый ковчег спасения - Церковь
Почему верующие называют членов Церкви фанатиками?
Не путайте Церковь и храм
Автор рассматривает все области веры: сотериологию, экклесиологию, апологетику, исихазм, аскетизм, эсхатологию, богословие, патрологию и другие темы:
Как избежать бед апокалипсиса
О избранных Божьих
Нонсенс. Одержимые все
Церковь и искусственный интеллект
Пример зарождения ереси
Даёт ответ на самый актуальный вопрос о прививках от коронавируса - https://zen.yandex.ru/media/id/5fce12e36cb39615eb655cc4/otvet-na-samyi-aktualnyi-vopros-etot-vopros-delat-privivku-ot-koronavirusa-615c17a7125d2f7fd058c49c
Автор и его подписчики приглашают вас и друзей ваших присоединиться к чтению и обсуждению статей этого канала и подписаться на него.
Ждём с нетерпением. Милости просим. С Богом!