Видеоверсия этой поездки доступна:
Мы находимся в Московской области, наша прогулка в рамках одного выходного дня. Сегодня мы приехали в Дубровицы.
Дубровицы — дворянская усадьба на берегу рек Пахры и Десны, расположена в 36 километрах от центра Москвы, в 16 километрах от МКАД на окраине Подольска.
У этой усадьбы за годы ее существования сменилось очень много именитых хозяев: от Ивана Морозова, возглавлявшего Владимирский судный приказ, Иван и Борис Голицыны. Именно Борис Голицын и решил построить в Дубровицах новый каменный храм на месте старой Ильинской церкви.
И поныне этот храм называют Голицынским.
После Голицыных Дубровицами владел Григорий Потёмкин, затем усадьбу у него перекупила Екатерина Вторая, чтобы подарить её графу Александру Дмитриеву-Мамонтову. После его смерти усадьбу унаследовал сын Матвей. Во время войны 1812 года в усадьбе хозяйничали французы и останавливались русские части.
Позже волею судьбы усадьба вновь возвращается к Голицыным— к Сергею Михайловичу. С приходом к власти большевиков усадьбу национализировали: сначала в ее стенах открылся музей помещичьего быта, далее здесь побывали сельхозучилище, детдом и даже ЗАГС.
Только в 1960 году усадьба и храм были признаны памятниками архитектуры и взяты под охрану государства.
Главная достопримечательность усадьбы —церковь Знамения Пресвятой Богородицы, которая является образцом зрелого барокко. Также этот стиль получил название Голицынского барокко по имени основателя церкви.
Для строительства нового храма во имя образа Знамения Пресвятой Богородицы, по одной из версий, был приглашён архитектор — итальянец, по другой, храм возвели голландские, шведские, польские, немецкие архитекторы, на что также указывает стиль, более соответствующий германскому барокко.
Церковь построена из белого камня на высоком берегу в месте слияния рек Пахры и Десны.
В 1697 году храм был построен. От начала строительства до освящения прошло 14 лет. Строительство велось только в летний период, в остальное время в закрытых помещениях производилась резьба по камню.
Строительство велось из местного камня, камень доставлялся по реке Пахре из Сьянских каменоломен.
Патриарх того времени Адриан отказался освящать храм, сославшись на слишком сильное подражание архитектуры храма католическому стилю. Лишь в 1704 году после смерти Адриана его приемником Митрополитом Рязанским Стефаном (Яворским) в присутствии Петра Первого храм был освящён и получил название Знаменской церкви.
Церковь знаменита своей уникальной архитектурой, копирующей западную. Основание церкви представляет собой крест с закруглёнными концами, разделёнными на 3 грани. Рёбра граней оформлены колонками и коринфскими капителями свободно стилизованными.
Высокий фундамент обведён открытой папертью, декорированной резьбой и орнаментом, расположенным вдоль парапета.
У церкви 4 лестницы, ведущие к дверям в центральных гранях выступов, порталы снабжены коринфскими колонками, поддерживающими орнаментальный фриз. Обрамление дверей выполнено из крупного рустованного камня. Рустовка— декоративная обработка по виду напоминающая кладку из грубых камней. Рустика родом из Древнего Рима, как и термин, обозначающий грубый, простой. В Древнем Риме у рустики имелось чисто практическое применение: неотесанным камнем укрепляли углы зданий и это служило защитой от ударов проезжавших по узким улицам телег.
Как декоративный элемент, рустовый камень приобрёл популярность в эпоху Возрождения у тосканских мастеров. В их работах он используется лишь как декоративное решение, придавая впечатление массивности и прочности элементам сооружений.
Русские архитекторы увлеклись рустикой на рубеже 18 века в эпоху Петровского барокко. Именно в это время был отстроен весь исторический центр Петербурга, небольшие особняки в Москве, также стилизованные под флорентийские палаццо Ренессанса и голицынская церковь.
Первый этаж декорирован нарядным фризом с поясом иоников, карниз с кронштейнами завершают образ.
Окна украшены колонками, обвитыми виноградными лозами, волютами—завитками и раковинами.
Декорация завершается изображениями ангелочков. Над центральной частью храма поставлен восьмерик с арочными окнами в его основании. Венчают храм купол с люкарнами и резная позолоченная корона с крестом.
При постройке храма было применено очень много греко-римских архитектурных приемов: это и коринфские колонны, ионические колонны с завитками, скульптурное оформление. Храм получился нарядный словно торт.
В 1990 году храм был вновь отдан верующим.
В настоящее время храм действующий, принадлежит Подольской епархии Русской православной церкви.
Настоятель — протоиерей Андрей Грицышин.