Найти тему
Регина Молчанова

Как в Советском Союзе классно организовывали отдых трудящихся

Я совершенно не люблю и не идеализирую Советский Союз. Тогда все были одинаково бедны, за исключением небольшой прослойки. В неё входили элита науки, литературы, искусства, спортсмены уровня национальной сборной, директора крупных предприятий и номенклатурные деятели всех калибров. У остальных было все примерно одинаково, пути развития можно было пересчитать по пальцам одной руки, и ещё бы остались. Это отнюдь не была волшебная страна, где всем за просто так квартиры раздавали. А чтобы купить машину, надо было годами ждать в очереди. Да и не всем была доступна такая роскошь. 

Тем не менее в ряде сфер Союз демонстрировал и раздавал гражданам приятные плюшки. К таким относились, например, бесплатные спортивные секции. А примером рационального использования инфраструктуры летних пионерских лагерей для организации отдыха трудящихся служила так называемая поездка выходного дня.

И я в детстве много раз ездила в такие поездки зимой вместе с родителями.

Наш лагерь назывался «Звездочка», его шефом был завод ВИЛС (Всесоюзный институт легких сплавов, предприятие оборонного значения). Лагерь находился в Рузском районе Подмосковья, славящемся природой потрясающей красоты. Эти места даже называют «подмосковной Швейцарией». Как человек, побывавший в Швейцарии дважды, с таким определением не согласна. Но это не значит, что наши края хуже - просто они другие. 

Итак, зимним пятничным вечером после работы сотрудники ВИЛСа и подшефных организаций могли вместе с семьями отправиться в поездку выходного дня. Для этого нужно было подать в профком заявку по принципу «кто раньше встал, того и тапки». Но профсоюзные деятели следили, чтобы все работники по очереди были охвачены отдыхом. Составлялся график для всех цехов и организаций, относящихся к ВИЛСу: например, в эти выходные отдыхать едут такие-то цеха, дом культуры и дворец спорта «Крылья Советов», в следующие - другие цеха, ну и так каждый работник с семьёй мог съездить отдохнуть за зиму несколько раз. 

В пятницу отдыхающих ожидали бесплатные автобусы. В автобусе с нами всегда ехал какой-нибудь массовик-затейник, и немедленно начинались песни хором, рассказы, и так всю дорогу. 

Профсоюзная путевка тоже была бесплатной (расходы покрывали профсоюзные взносы), включала размещение в добротных кирпичных трёхэтажных корпусах с душевыми и питание. 

При съезде с трассы к лагерю все открывали окна автобуса и начинали дышать - дорога вела через сосновую аллею, воздух был необыкновенный, от московского очень отличался. Когда мы въезжали на территорию лагеря, то нас уже встречали сотрудники, играла музыка и сияла иллюминация.

В день заезда был ужин, а в день выезда - завтрак и обед. Здание столовой в стиле сталинского ампира было выстроено вскоре после войны, когда начал работать пионерский лагерь. Оно было выкрашено в веселенький цвет тиффани, имело симпатичный фронтон, было украшено шпилем и вазами по обеим сторонам входа и, на мой взгляд, вполне себе представляло архитектурную ценность локального уровня. Здание действительно было красивым. Помню необычные окна, полукруглые в верхней части, дающие много света. В столовой оставалось достаточно места, поскольку отдыхающие занимали только ее часть, и после пятничного ужина все оставались потусоваться. Люди общались, пели песни, танцевали. А после шли на поляну, разводили костёр, водили хороводы, пекли картошку. 

Кирпичных корпусов в те годы было три, потом ещё построили четвёртый. А изначально лагерь был выстроен из деревянных корпусов. Потом их снесли и построили кирпичные. В них были предусмотрены и сушилки для одежды. Очень нужная штука зимой после катания на горке и валяния в снегу. 

Также функционировал лыжный прокат. Лыжи закупались на профсоюзные деньги. На территории находился стадион, но гораздо интереснее было уходить кататься на речку Рузу. Это была обязательная субботняя программа.

Сейчас уже редко выдаётся зимой такой яркий и ослепительный день, которые более 30 лет назад были зимней нормой в духе «мороз и солнце день чудесный». Что-то изменилось в климате. А тогда зимы были солнечные, морозные, свежие и пушистые. Мы спускались к речке, и нашим глазам открывалась чудная картина: быстрое течение реки Рузы в укутанных снегом берегах. Белое великолепие. Руза зимой из-за быстрого течения не замерзала. Мы шли на лыжах до подвесного мостика у санатория «Дорохово». Он, к счастью, уцелел. Таких в Подмосковье всего несколько штук. Наверх на высокую природную террасу уходила монументальная лестница, а наверху росли вековые сосны, укутанные в пушистые снежные хлопья. 

Потом поворачивали обратно. Один раз нашли родник. Было интересно разглядывать ледяные наросты и различать созданные природой фигуры среди прозрачных переливов льда. Аппетит после прогулки на лыжах был соответствующий: ели что дают и не капризничали. А ещё катались с горки на чем придётся. Горку заливали на территории. 

Рядом с нашим лагерем находился санаторий-профилакторий, также относящийся к ВИЛСу. Там круглый год отдыхали сотрудники предприятия с семьями. У санатория была своя скважина с минеральной водой и шикарный клуб. Субботним вечером в клубе устраивали концерт ударными силами художественной самодеятельности завода, отвечавшей за организацию досуга отдыхающих. Художественная самодеятельность специально приезжала каждую субботу. Клуб располагал большим кинозалом со сценой и бильярдной на втором этаже. В программе обычно были песни под баян, а потом показывали фильм.

Перед сном обязательно гуляли. Тут самым интересным было смотреть на звёздное небо. Я никогда не различала созвездий, ничего не понимала в астрономии (так вышло, что нам ее вообще в школе не преподавали), но меня всегда завораживало это зрелище. Звезды казались мне бриллиантами на чёрном бархате ночи. А ещё я любила читать о космосе и представляла, что вот где-то там, высоко-высоко над землёй наши отважные герои-космонавты пилотируют мощный космический корабль и охраняют наш мирный отдых.

А в воскресенье вечером мы возвращались в Москву. Сотрудники лагеря провожали нас с музыкой. Ехали обратно так же весело, как и туда - с шутками и песнями. Как бы мы сейчас сказали - на позитиве. Все были веселые, румяные, классно отдохнувшие перед трудовой и учебной неделей.

Это был абсолютно до блеска годами отработанный, идеально обкатанный и чётко функционирующий административно-хозяйственно-развлекательный механизм, в котором каждый винтик и каждая шестеренка были на своём месте и работали без сбоев.

...Из всего описанного сохранился только завод ВИЛС - он как был оборонным предприятием, так и остался. Пионерский лагерь «Звездочка» более двадцати лет не функционирует и заброшен, как и санаторий-профилакторий и спортивный лагерь «Олимпиец» - он тоже находился рядом, и я туда ездила летом. Здание столовой, которое я описала выше, было построено настолько на совесть, что даже без должного ухода до сих пор выглядит неплохо - и именно его мне особенно жаль. От спортлагеря вообще ничего не осталось - там были домики из лёгких сплавов и дискотечный зал с радиорубкой, все это растащили на стройматериалы. 

Этот текст вышел очень длинным и в чем-то даже занудным. Но очень уж хотелось рассказать и передать, как все было устроено, какая была атмосфера и как мы классно отдыхали в те годы.

#советский союз #ссср #рожденные в ссср #родом из ссср #детство #пионерский лагерь #рассказ #история из детства #отдых #досуг

Это фото сделано автором со стороны санатория «Дорохово». На фото река Руза. Наш лагерь с этой точки невозможно разглядеть - он за лесом.
Это фото сделано автором со стороны санатория «Дорохово». На фото река Руза. Наш лагерь с этой точки невозможно разглядеть - он за лесом.