Мы живем в век цифровых технологий. Людей, не умеющих пользоваться компьютером, планшетом, смартфоном и другими цифровыми устройствами становиться всё меньше и в основном это люди в возрасте, живущие в маленьких провинциальных городках и деревнях.
Появление первых компьютеров было просто чудом в конце XX века. Стоили они тогда баснословных денег причем в свободно-конвертируемой валюте, как тогда говорили. Про рубли можно даже не говорить.
Люди, которые умели ими пользоваться считались продвинутыми, а те, кто умел программировать просто небожителями.
Со временем цены падали и постепенно росло количество персональных компьютеров в домах, предприятиях, офиса и других местах. Количество людей, умеющих пользоваться компьютером и их познания росли. Умение пользоваться компьютером в итоге стало обыденностью.
Интенсивное увеличение каналов доступа к высокоскоростному Интернету стало новой вехой. Доступ к ранее локальным базам данных стал легко доступным, и они стали удаленными.
Сайты стали не только источником информации, но системами по её сбору для дальнейшей обработки и использованию.
Развитием цифровых технологий в полной мере воспользовались различные коммерческие и некоммерческие организации. Появились онлайн магазины, онлайн сервисы банков, онлайн библиотеки и другие онлайн сервисы. Медленно и государственные структуры включаются в процесс цифровизации.
Не могу отрицать того факта, что использование различных онлайн сервисов очень удобно и часто экономит время. Хочется обратить внимание на тот факт, что онлайн самообслуживание несет в себе некоторую долю эксплуатации. По идее нам предлагают услугу, но по факту… Возьмем, к примеру банк. Нужно провести платеж. Заходим в банк-клиент выбираем платеж и производим нужную операцию. Удобно и быстро. Никуда ходить не надо. Но! Раньше мы приходили в банк и давали сотруднику банка бумажные счета и деньги, и он уже осуществлял все платежные операции. Мы только стояли и ждали как нам предоставляют услугу. Теперь все эти операции мы осуществляем сами. Это бывает медленно и есть вероятность совершить ошибку. Исправить которую будет практически невозможно в случае осуществления банковского перевода. Ведь деньги мы перевели хотя и ошибочно, но добровольно. В случае если ошибку при переводе сотрудником банка, была вероятность деньги вернуть. Ведь это не наша ошибка. Стоит ли также говорить, что сотрудник банка, осуществляющий подобные операции каждый день, сделает это быстро и вероятность ошибиться у него меньше. Конечно, в случае ошибочной оплаты онлайн магазину деньги магазин вернет, но на это придется потратить время. С другими платежами и переводами труднее. Можно в итоге и лишиться переведённых средств.
Если операция по переводу или оплате в банке осуществляется без комиссии, казалось бы, самообслуживание имеет свой резон. Не надо никуда ходить. Другое дело, когда за операцию по переводу или платежу банк берет комиссию, но мы сами себя обслужили и еще и денег банк за это получил. :) Очень удобно и хорошо для банка. Экономия на сотрудниках и еще и в прибыли. Кто-то сразу скажет, что банк деньги, которые ушли в комиссию тратит на оплату поддержания оборудования и разработку программного обеспечения. Но! Я храню деньги в этом банке, которыми банк пользуется. Часто деньги лежат на счете, где процентная ставка ниже плинтуса – инфляции. Никакого дохода, а тем более компенсации от банка я не получаю. Полагаю, что банк должен тратиться на развитие сервисов, чтобы я был именно его клиентом. Но получается, что банк избавившись о сотрудников переложил всю их работу на меня. За эту работу мне он не платит, а наоборот берет с меня деньги. Возникает интересная ситуация. Я бесплатно работу осуществляю и еще и деньги за это плачу. Бред какой-то?! Однако это так! :)
Хочу вернуться к онлайн торговле. Тут придраться сложно. Ведь ты только оплачиваешь стоимость. Но есть одна особенность. Многие магазины имеют реальные торговые помещения и онлайн-магазины. Они осуществляют продажу реальных товаров оффлайн и онлайн. В случае онлайн торговли тут всё ясно и нет никаких вопросов. Товар мы заберем или нам за дополнительную плату его доставят. Но в обычных магазинах последнее время часто стали появляется кассы самообслуживания. Где мы сами осуществляем проводку товару и его оплату. Тут ситуация аналогичная описанной выше. Получается раньше нас обслуживал кассир, а теперь мы себя сами. За свою работу он получал деньги, а в нашем случае что мы получаем? Не надо говорить, что у магазина есть расходы на оборудование касс самообслуживания. Магазин получает прибыль от продажи мне товаров и так! Почему я должен на магазин еще и работать, помогая его хозяевам еще больше богатеть? Стоимость товаров при этом для меня не снижается ведь.
Теперь хочется коснуться цифровизации государственных структур. Они хотя и с опозданием, но тоже постепенно включаются в этот процесс. Казалось бы, что тут такого? Есть, однако, некоторые моменты, отнюдь не позитивные, на мой взгляд.
Какие же это моменты? Не секрет, что самая передовая структура в области цифровизации является Федеральная налоговая служба РФ. Реализацией эффективной системы поборов с промышленных предприятий, торговли, населения и прочих структур, которые платят налоги, были созданы при активном участии Михаила Миншустина.
Что негативного в данном случае от цифровизации?
На мой взгляд, государство буквально залезает в наш карман, выясняя сколько денег мы заработали? Сколько денег храним в банке и в каком? Какие крупные покупки и продажи сделали? Это касается всего. И это при декларации тайны доходов. Не секрет, что часто информацию просто сливают в Интернет. Какие при этом последствия бывают объяснять думаю, что не надо?
Оставим ФНС в покое. Коснемся такого интересного портала как ГОСУСЛУГи. Что тут интересного? Дело всё в том, что государственных структур значительное количество и у каждой есть своя информация, которую они хранят в бумажном или электронном виде. В том числе и та, которая касается населения страны. Идея власть предержащих заключается в желании объединить разрозненную информацию зачастую оцифровав её. Вот только это достаточно затратная вещь. Нужно нанять большое количество сотрудников, которые будут наполнять единую информационную систему, а после её наполнения поддерживать в актуальном состоянии. Потратиться на оборудование, арендовать помещения. Но зачем столько расходов? Ведь можно поэксплуатировать обычных людей. Значительную часть информации введут они о себе сами и будут поддерживать её в актуальном состоянии бесплатно за предоставленные «услуги» государством. Опять решение проблем государства решается за счет нашего бесплатного труда. Хотя нет! Мы еще и платим за «услуги» в виде пошлин. :)
Я привел несколько примеров, которые, на мой взгляд, лежат на поверхности цифровизации и о которых никто даже не задумывается. Принимает это как само собой разумеющееся. Должное. Но разве это так должно быть?
С каждым годом мы проводим на работе всё больше времени, но у нас еще и свободное время отнимают, заставляя делать бесплатную работу, на которую мы даже согласия не давали. :)
Несмотря на цифровизацию государственные поборы за "услуги" растут и появляются новые.
Напоследок хочется вспомнить одну историю из биографии известного олигарха Романа Абрамовича, рассказанную Татьяной Дьяченко в своем блоге живого журнала.
Когда Роман заканчивал службу в советской армии, то по традиции уходя на гражданку он должен был сделать что-то полезное для своей части, так называемый «дембельский аккорд».
Так в случае с Романом и некоторыми другими его сослуживцами он должен был прорубит просеку под строительство дороги. Работы там на несколько месяцев, а увольнение уже «завтра».
Тогда будущий владелец футбольного клуба «Челси», губернатор Чукотки и владелец шикарных белоснежных яхт придумал такую схему. Разделил просеку на участки и пошел в ближайшую деревню. Где стал предлагать за деньги участки под вырубку деревьев на дрова. Естественно, жителям деревни дрова на зиму были нужны. В результате через два дня просека была готова. Герой не только не приложил никаких усилий, но получил еще и приличный доход. С которым он конечно же поделился с руководством своей части.
Ничего не напоминает? :)
И наконец хочется сказать, что цифровизация не смотря на имеющиеся негативные моменты имеет множество и положительных для нашей жизни. Большое количество различных онлайн-сервисов - удобно. Главное, чтобы они были действительно сервисами и предоставляли услуги, а не вынуждали нас выполнять бесплатную работу.