Приветствую всех на канале Птица-муха!
Продолжаю цикл историй про деда Митрофана.
Дед Митрофан в своём селе был известным балагуром и шутником. На его розыгрыши попадались зачастую даже взрослые, ну а что тогда говорить про детей? Доставалось нам от него – и девчонкам и пацанам.
Дед Митрофан к обеду наварил лапши из курицы.
- Эх, опять ента курица, уже в горло не лезить, - посетовал дед, но пообедал с аппетитом, - рыбки бы жареной, да посолить бы, посушить, да куды мне уже на рыбалку!
Подремал с часок и ближе к пяти часам вечера вышел за калитку полить кусты малины и сливу, а тут такая картина:
Идут пацанята – Дашкин Стёпка, бабы Капины Колька с Петькой и бабы Надин Вовка, внучата, приехавшие в деревню погостить на каникулах. В руках у каждого по трёхлитровому бидончику, помните, такие эмалированные были? Мы ещё с такими в городе за квасом и за молоком ходили.
Видать пацаны в степь собрались, сусликов выливать. Была у пацанов такая забава. Хлопотная, правда - воду в степь за собой тащить надо, но, когда это детвору останавливало?
Идут пацанята, планы строят, а тут дед Митрофан! И всё, сходили за сусликами!
- Здорова, мужики! – задевает их дед Митрофан, - куды собралися?
- В степь, сусликов выливать. – Отвечает за всех бойкий Стёпка, он же и самый старшенький, уже тринадцать лет от роду, чем не предводитель?
- Сусликов выливать – эта можна, раз других делов поважнее не ма, не то, что у мине. Э-х-х, мине бы годков двадцать скинуть, уж я бы тады такой юрундою не занималси бы.
- А чем бы занимались? – поинтересовался любопытный Вовка.
- Да уж точна бы поважнее дело нашлося бы. Хотя бы вот– русалки с Ёшкинова пруда подмогнул бы.
- Какой русалке? – Почти в один голос спросили пацанята.
- Чаво какой? Как будто вы про русалку не слыхали? Чай мамки да бабки ни раз наказывали на Ёшкин пруд не сувацца?
- Наказывали! Так это чего, из-за русалки? – спросил Петька, - а мы бабу Капу спрашиваем, почему нельзя, там же, говорят, рыбы полно, а она говорит, что если будем много знать, то скоро состаримся.
Надо сказать, что Ёшкин пруд действительно в селе пользовался дурной славой и местные жители его старались обходить стороной, сами уже не помнили, почему. То ли это небольшой прудик, то ли маленькое озерцо, совсем неглубокое, но мы с девчонками тайком от бабушек пару раз бегали туда, тем более, что он расположен был недалеко, прямо на въезде в село.
Прудик совсем неглубокий, по дну можно просто его перейти, причём, в самом глубоком месте воды было нам по грудь. И да, рыбы там действительно было много.
- У-у-у, ребяты, ну дак давайти, садитися на лавку, я сичас шланг с малины в сливу переложу и всё вам расскажу, раз бабы не хочуть.
У пацанят глазёнки разгорелись, шутка ли дело – русалка!
- Ну слухайте сюды. Был я помоложе, да пошустрее, всё на рыбалку туды бегал. Как-то раз вот так с удачкаю сижу, луна така ярка, хорошо, красива. Вдруг слышу мине кто-то по имени зовёть: "Митрофан, Митрофанушка, погляди на мине". Я глядь, а на дереве русалка сядить и хвостом машить!
Ну разговорилися мы с ей, а напоследок обещалси её навещать, кагда – никагда. Вот ить, скучна ей. А надысь пришёл проведать, а она мине жлываецца, мол, воды в пруде мало стало, а рыбы развялося, как заразы. Весь кислород из пруда пожрала, дышать нечем. Помоги, мол, рыбу из пруда повылови! А вы говорите, каки важны дела!
- И чего, выловили? – Спросил Колька, самый младшенький, слушавший историю деда с открытым ртом.
- Да куды мине на старасти лет, разви мине енто дело под силу? Да и удочками её не повыловишь. Тут бредень нужон. Вот кабы вы подмогнули, так и русалка бы вам спасиба сказала, да где уж вам, забаитися, небось, лучша уж идитя за сваими сусликами.
Пацанят вмиг захватила эта идея. Поначалу страшновато было, но дед Митрофан сказал, что с ними сходит, мол, ничего, не тронет никого русалка, её же выручать пришли. Суслики были забыты в один миг.
- Дак, если согласны, я бредень-то из катуха достану, к соседу за тачкай схожу, а вы пока водицу-то из бидончикав сваих поливывайти. Вон, в сливу, да на крыльцо поставьти, как придём, заберёти.
Ну, как можно отказаться от такого приключения?
- А зачем тачка?
- А рыбу ты как тащить собираешьси, на своём горбе? Голова на што тибе, Стёпка?
И дед пошёл за тачкой к моему дедушке.
- Василий, здорова живёшь, тибе твая тачка сичас нада?
- Да, нет, а тибе на что?
- Дак ты мине дай тачку-то, а я тибе бадейку рыбов принясу.
- Дак ты на рыбалку што ли с тачкай сабралси? Откудава цела бадейка рыбы?
- Да кака там рыбалка, у мине в колодизе ентой дряни стольки развялось, не перетаскать!
- Ой, бря&хло! Да тачка -то тибе накой?
- А! Да к правлению автолавка приехала, говрять, товару там видимо – невидимо, вот чтоб на горбе не тащить…
- Клавдя, Клавдя, хватай сумки, до правления автолавка приехала, бежим, пока не поздно, - крикнул дедушка в открытую дверь летней кухни. - Вон бяри сваю тачку, мильёнер, и побежал за деньгами в хату. – В колодце развялоси! Бря&хло!
Дома дед Митрофан сунул в тачку бредень, вручил её пацанятам и велел по обходной дороге идти, что за деревней. Пусть дальше получится, зато не мимо свинарника, а то Стёпкина мамка может заметить. А сам пошёл к пруду обычной дорогой.
Часам к девяти пацанята под руководством деда Митрофана набродили ведра три карася и карпа. Русалку так и не увидели, да оно и понятно, дед Митрофан не один ведь был, а с незнакомыми ребятами!
Пришли до дома деда Митрофана.
- Ну, ребяты, набирайте рыбы в сваи бидончики. – Скомандовал дед Митрофан.
Пацанята было кинулись, но старшенький Стёпка их разом остановил.
- Вы, чё, мужики! Спалимся! Мы куда, за сусликами ходили, а придём с рыбой!
- Точна, - почесал затылок дед Митрофан!
- Дед Митрофан, а ты чего теперь с этой рыбой делать будешь? – Поинтересовался Вовка.
- Дак, чего пожарю, чего посалю да повялю, вас угощу, а остальную в колодезь выпущу, пущай разводицца, а вы ко мне на рыбалку прибягайте, когда зохотити, всегда пожалуста. И червя копать ни нада, у мине в огороде накопаити.
На том и расстались. Пацанята довольные приключением побежали по домам. Дед Митрофан разгрузил тачку, вымыл, обтёр тряпками, взял ведро рыбы и пошёл сдаваться моему дедушке. Митрофану повезло, дедушка после того, как сбегал к правлению впустую уже отбушевался, принял на грудь успокоительное, предложенное бабушкой, и уже спал в хате, а бабушка возилась с грязной посудой на кухне.
Дед Митрофан поставил тачку на место, а рыбу понёс бабушке.
- Клавдя, я вот, как обещалси, вядро рыбов принёс. - Робко так, заглядывая в кухню, и протягивая бабушке ведро рыбы, произнёс Митрофан.
Бабушка от удивления только руками всплеснула.
- Да и где ж ты её стольки взял? Неужто и вправду у тибе в колодизе рыбы водютца?
- А я ж говорил Василию, а он мине бря&хлом обозвал!
- А ты и есть бря&хло! Задарма до правления с дедом сбегали, уши распустили! Скажи спасиба, что Василий спит уже, ели угомонила!
- Да ладно, тибе, Клавдя, ни ругайси! Прогулялися хоть.
- Ага, прогулялися, мы и все, кого встренули, тожа прогулялися, тряпло!
Спустя дня два прибегают к деду Митрофану Колька с Петькой.
- Дед Митрофан, а можно мы сегодня к вечеру к тебе на рыбалку придём?
- Ой, ребяты, тута вот кака история приключиласи. Танькин дед, как прознал, што я в колодезь рыбу выпустил, так наварил каши со жмыхом (прикормка) и покидал у свой. Вот вся рыба, зараза така, у евойный колодезь по подземной жилке и ушла. Вы лучша подговорити Таньку, пущай она у деда разряшения спросить, разряшить, так и половити рыбку.
Они так и сделали. Этим же вечером я подхожу к дедушке, а он что-то в крольчатнике делает.
- Деда, а можно баб Капины Колька с Петькой у тебя в колодце рыбу половят?
- Каку ещё рыбу, ты чаво, Танюшка, с дули рухнула? (дулей дедушка называл большое дерево груши, росшее у него в саду)
- Ну ту, что ты из колодца деда Митрофана приманкой переманил в свой. – Отвечаю.
- Да итить же ж тваю налево! Клавдя! Ни магу! Няси быстра успакаитильну, иначи я за сибе не ручаюси!
Спасибо, что дочитали.
Буду признательна за лайки, комментарии и подписки.
Перейти на канал Птица – муха, почитать другие истории, посмотреть видео с нашими домашними питомцами, и не только, можно здесь.