Найти в Дзене
Skyline

Теплая Арктика, жаркая Сибирь

Когда речь заходит о глобальном потеплении, я регулярно слышу такую позицию: да это проблема зарубежных стран, пусть они сами там разбираются, а нам это даже выгодно – мол, в Сибири станет комфортнее жить, к тому же мы укрепим своё влияние, потому что, в отличие от каких-нибудь американцев, не пострадаем. Конечно, мне такая позиция совершенно не близка – жаль, что таким людям всё равно, что десятки миллионов людей по всему миру лишатся своих домов, источника дохода, а то и жизни из-за последствий климатических изменений. И что Венеция, Шанхай, Новый Орлеан и множество других великих городов будут затоплены. Петербург и некоторые другие города России, кстати, тоже в зоне риска. Но даже если принять систему ценностей таких людей, всё равно глупо радоваться глобальному потеплению, потому что Россия, как и остальные страны, серьёзно от него пострадает – и уже несёт потери. В России наблюдения за погодой ведутся с начала XIX века. К середине XXI столетия количество метеостанций выросло до 5

Когда речь заходит о глобальном потеплении, я регулярно слышу такую позицию: да это проблема зарубежных стран, пусть они сами там разбираются, а нам это даже выгодно – мол, в Сибири станет комфортнее жить, к тому же мы укрепим своё влияние, потому что, в отличие от каких-нибудь американцев, не пострадаем.

Конечно, мне такая позиция совершенно не близка – жаль, что таким людям всё равно, что десятки миллионов людей по всему миру лишатся своих домов, источника дохода, а то и жизни из-за последствий климатических изменений. И что Венеция, Шанхай, Новый Орлеан и множество других великих городов будут затоплены. Петербург и некоторые другие города России, кстати, тоже в зоне риска.

Но даже если принять систему ценностей таких людей, всё равно глупо радоваться глобальному потеплению, потому что Россия, как и остальные страны, серьёзно от него пострадает – и уже несёт потери.

-2

В России наблюдения за погодой ведутся с начала XIX века. К середине XXI столетия количество метеостанций выросло до 519. С 1960 по 2019 год среднегодовая температура на всех этих станциях увеличилась на 3,7 градуса по Цельсию. Происходит это неравномерно: в какой-то год было холоднее, в какой-то — теплее. Но график все равно ползет вверх. Потепление наблюдается по всей стране. Сильнее всего потеплело в Арктике и на северо-востоке Сибири — на 4,5–5 градусов. Европа подогревается [теплым морским течением] Гольфстримом, поэтому изменения там происходят менее драматично. А в России самые суровые климатические условия, поэтому всё изменяется контрастнее и начинается раньше. На станции Оленек в Якутии за 59 лет потеплело в среднем на 6 градусов. Это территория вечной мерзлоты, которая сейчас активно тает. Из-за этого из мерзлых пород выделяется метан, он усиливает парниковый эффект.

-3

Трубопроводы и большинство зданий в Арктике построены на сваях. Из-за таяния мерзлоты несущая способность свай уже уменьшилась на 20–40 %. В зону высокого риска попадают экономически важные объекты: трубопровод Восточная Сибирь – Тихий океан, магистральные трубопроводы в ЯНАО, железная дорога Обская – Бованенково. В зону наибольшего риска попадают города Воркута и Новый Уренгой.

Более четверти жилых пятиэтажных зданий в Якутске, Воркуте и Тикси, построенных в 1950-х–1970-х годах, могут стать непригодными к эксплуатации уже в ближайшие десятилетия.

-4

Огромная для Сибири проблема — почти на два месяца сократились сроки функционирования зимников (зимних дорог, которые проходят по льду и снегу).

За последние 150 лет температура на планете повысилась в среднем на 1,09 градуса. На 0,02 градуса — по естественным причинам, на 1,07 градуса — в результате человеческой деятельности. Основные изменения произошли за последние 60 лет.

Для нормального существования человечества нужно, чтобы средняя температура не повышалась больше, чем на два градуса, по сравнению со второй половиной XIX века. Чтобы повышение осталось в пределах двух градусов, нужно переходить на альтернативные источники энергии, развивать лесное хозяйство, улучшать теплоизоляцию зданий. Тогда к 2050 году выбросы прекратятся — и повышение температуры остановится.