Найти тему

Матрешка – это не форма, а смысл. История, традиция и современность

Матрешка – необычная деревянная игрушка, любимая многими, которая не только олицетворяет собой традиции русского народа, но и несет в себе некоторый духовный символизм. В чем же секрет ее популярности, сохраняющейся и в наши дни? Как зародилась идея создания такой игрушки? Какие традиции росписи существовали? И почему некоторые современные игрушки такой же формы и структуры являются лишь псевдоматрешками, теряя главное? Интересные факты о самом желанном сувенире из России в нашей статье.

Происхождение матрешек

Точное происхождение русской матрешки до сих пор неизвестно. Но по самой распространенной версии ее прототипом являются японские раскладные деревянные куклы с изображением языческого бога Фукуруми. Считается, что в 1890 г. одна из таких была привезена в подмосковную усадьбу А. Мамонтова, который владел мастерской детских игрушек «Детское воспитание». Вдохновившись идеей японской куклы, он сразу поручил своим мастерам изготовление подобной, только в “русском стиле”. Хотя также известно, что раскладные яйца существовали в России и ранее.

Первые матрешки

Так, в 1890 г. первая русская матрешка была выточена В. Звездочкиным и затем расписана С. Малютиным. Она состояла из 8 куколок: самой большой была девочка в простонародном костюме, платке и с черным петухом в руке, в ней помещался мальчик, в нем – снова девочка, и так чередовалось до самой маленькой – младенца в пеленке. При этом все фигурки отличались между собой как размером, так и росписью.

Матрешки росписи Малютина
Матрешки росписи Малютина

Название и символизм

Свое название матрешка получила от популярного в то время имени Матрена, так как на игрушке чаще всего изображалась именно простая благочестивая русская девушка. И матрешка стала олицетворением матери многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем, о котором говорит румянец, и пышными формами.

Матрешка выражает собой и некую духовную истину о человечестве и Боге: все в Одном, и Один во всех. Каждая матрешка из набора вроде бы целостна, но в отрыве от остальных теряет свое значение.

Популярность

Всемирную известность матрешки получили после выставки в Париже в 1900 г. И уже через 10 лет игрушку стали заказывать из 14 стран мира. Правда, их производство в связи с начавшимся кризисом в 1900 г. было передано в мастерскую Сергиева Посада. С ростом популярности таких кукол появлялось все больше мастерских по их изготовлению и, следовательно, новых стилей росписи.

Разные традиции росписи

Одна из популярных сегодня “сергиевская” роспись сохраняет стиль художника Малютина. Его характерная черта в том, что основное внимание уделяется элементам одежды и быта, а черты лица мелкие и не подробные.

Сергиевская матрешка
Сергиевская матрешка

“Семеновскую” роспись отличают крупные глаза простой рисовки, чистые цвета и четко очерченные черным контуром детали.

Семеновская матрешка
Семеновская матрешка

Особенностью традиционной “вятской” матрешки является использование техники инкрустации – декорированием узором из кусочков соломы. Преобладают желтые и красные оттенки.

Вятская матрешка
Вятская матрешка

Для “тверской” характерна особая живость глаз, которые прорисовываются максимально реалистично. В целом вся матрешка расписана в сложных цветах, с большим вниманием к деталям.

Тверская матрешка
Тверская матрешка

И наконец “крутецкую” матрешку можно узнать по технике “китайской росписи”, когда одним мазком широкой плоской кисти наносится сразу несколько оттенков, создавая объемную деталь.

Крутецкая матрешка
Крутецкая матрешка

Разнообразие персонажей и форм

Со временем роспись традиционных матрешек стала усложняться. А их популярность быстро привела к тому, что кроме девиц в платках, в форме матрешек стали появляться также герои сказок и литературных произведений, известные исторические личности и представители разных слоев общества.

Персонажи из комедии Н. Гоголя “Ревизор”
Персонажи из комедии Н. Гоголя “Ревизор”

В зависимости от задумки количество кукол в наборе могло увеличиваться или уменьшаться. Одну из внушительных по размерам матрешек можно увидеть в одном из московских музеев: самая большая кукла ростом с человека, а самая маленькая – с ноготок.

С развитием технологических возможностей в последнее время стала варьироваться и форма раскладных деревянных игрушек. Например, появились новогодние елки, Деды Морозы, шары на елку. Однако оригинальная форма матрешек по-прежнему остается наиболее востребованной.

Раскладная новогодняя елка
Раскладная новогодняя елка

Современные матрешки

Всемирная популярность матрешек сохраняется и в наше время, поэтому масс-маркет, пытаясь адаптировать эту куклу к современным трендам, превращает ее в заурядную раскладную игрушку. Теряя свой благочестивый облик, из такой псевдоматрешки уходит традиция, дух и уникальность.

-10

Поэтому неудивительно, что все еще пользуются спросом именно классические матрешки в “русском стиле”, какими они были сто лет назад. Продолжают существовать и мастерские такой направленности. Хотя, безусловно, появляются и такие мастерские, которые, сохраняя традицию, привносят в роспись матрешек свой стиль, придумывая все новые и новые композиции. Одной из таких является мастерская «Добродел» при нашем Свято-Елисаветинском монастыре.

Самыми популярными матрешками в нашем каталоге являются куклы, расписанные в тематике церковной иерархии: епископ, священник, диакон, иподиакон и алтарник. Такая матрешка – не только прекрасный подарок для священника, но и познавательная игрушка для маленького христианина.

Матрешки “Церковное духовенство”
Матрешки “Церковное духовенство”

Наши мастера изготавливают и классические матрешки с благочестивыми девушками, расписывая их в многообразии тематик: зимние, новогодние, Пасхальные, отражающие русский быт – на любой вкус и цвет.

 Матрешки из нашего каталога
Матрешки из нашего каталога

За такой сравнительно малый срок матрешки прошли большой путь в своем развитии, отображая росписью реалии и интересы той или иной эпохи. Как ни удивительно, но и сегодня матрешки не выходят из моды, совершенствуются и что-то, непременно, говорят о нас.

-13

Каталог мастерских Свято-Елисаветинского монастыря