Практическая сторона профориентации.

Почему так тяжело профориентировать подростков и взрослых?

Почему так тяжело профориентировать подростков и взрослых? Потому что в профориентации много теоретических моментов и нет волшебной таблетки, мы можем показать блистер и рассказать, какие кейсы сложились в перспективе пару лет у подопечных.


Профориентационный процесс - это мыслительный процесс, в основе которого лежит знакомство с самим собой и это достаточно длительная история самоизучения, которая приводит к тому что человек осознаёт себя и свои проявленные качества и соотносит сферы деятельности со своими талантами и способностями, а потом уже с полученными знаниями и опытом. Таким образом, формируется гармоничная карьерная история.

Профориентация развивается и все чаще появляются практические инструменты профориентирования.

На
#careerforum2021 мне понравилась идея профориентации в школах, когда по школе собираю список профессий, которые существуют в школах, подробно рассказывают о них и дают детям возможность понаблюдать за специалистами и сделать небольшой фрагмент работы. Когда ребёнок или взрослый поверхностно оценил специфику профессии говорят о том, что они знакомы с профессиями и у них нет вопросов, значит они ничего не поняли и не пропустили через себя.
Попытка хорошая.

Есть родители, которые показывают разные стороны жизни подростку, по логике - насмотришься, как люди живут и самой захочется быть более замотивированной и зарабатывать. Это мотивация от, на основе страха и его преодоление через стремление от условно «плохо» к «хорошему».

Расскажу свой опыт, как я работала в реабилитационном центре для наркозависимых. Было лето, скоро выпуск из института, надо было понять куда двигаться дальше, мне хотелось сделать что то полезное. Альтруизм- это не всегда про безвозмездную отдачу деньги нуждающимся, а ещё и про возможность поделиться теми ресурсами, которые есть у нас самих: в моем случае, это время, эмоции. Я уже как то писала, что для меня этот опыт был очень сложный , слишком сильное было выгорание и я реально не справлялась с ситуациями, которые были в работе, без подготовки и поддержки это бывало просто невыносимо. Коллеги, тоже на работе сильно выгорали, хотя у всех у них были за плечами хорошие психотерапевтические подготовка и опыт.

Вывод я сделала следующий, что я наверное не хотелось бы ребёнку давать мотивацию как страх столкнуться с такой правдой жизни.
Что я приобрела - это самоопределение, что я не готова заниматься психотерапией в чистом виде, но участие в проекта по трудоустройству наркозависимых в ремиссии, помогло мне в дальнейшем присмотреться к этой сфере ближе.

Да, я не жалеть об этом опыте, хотя он был очень тяжелый и мне бы хотелось все таки предостеречь родителей он таких профориентационных экспериментов со своими детьми, не всегда нужно делать погружение в эмоционально тяжелый опыт, подросткам с неокрепшей психикой это точно не нужно, а вот ориентировать и обращать внимание на успешных людей - наших соотечественников, которых можно воспринимать как ориентир, у которых можно спросить или вычитать в интервью их опыт становления, самоопределения однозначно стоит. Тогда это будет положительный пример для подражания.

Мы профориентологи для этого нужны, чтобы экологичным способами показать ребёнку мир профессий.

#профориентация #карьерноеконсультирование #стажировки #работа для подростка #молодежная биржа труда #знакомство с миром профессий