Найти тему
Родиноведение

«Мертвые души» в Вахтангове

Театр Вахтангова. Гоголь. «Мертвые души». Господи, что мы с Эн здесь делаем?

Много, очень много лет назад в моем причерноморском городе в драматический театр на Гоголя, Островского и др. водили солдато-матросов да школьников – в качестве приложения к учебной программе по литературе. Обычно на половину зала хватало – и это было хорошо. А здесь, в послековидной (надеюсь) Москве – Гоголь и аншлаг.

Кстати, школа советская в отношении программы по литературе не совпадала с возрастом учеников, как мне кажется. Ну не ложилась «Гроза», «Война и мир» и те же «Мертвые души» в мироощущение подростка, для которого «любовь» еще была просто словом, взаправдашней войной была та, которую недавно пережили родители, а не та, костюмированная и как бы придуманная Львом Николаевичем, а Павел Чичиков был вообще каким-то инородным элементом среди победителей соцсоревнования.

-2

И все же – что заставило пойти на Гоголя сегодня, через столько десятков лет? – Во-первых, конечно, интрига. Всего два актера. Мария Аронова и Владислав Гандрабура, - ну, по одинаковым фамилиям вы поняли, что Владислав приходится Ароновой родным сыном. Во-вторых, кое-какие отзывы в том духе, что этот спектакль обречен на многолетние аншлаги. В-третьих, личное чувство неверия в то, что «… души» можно воспринимать, не зевая.

-3

Снова был неправ, оказывается, можно. Калейдоскоп перевоплощений, в котором удивляешься изменяемому до неузнаваемости тембру голоса обоих актеров, одинаково успешной игре этой пары даже в ролях персонажей противоположного пола, но главное – текст. Сегодня начинаешь понимать то, что было недоступно в нежном возрасте, - что всепродажность и стяжательство чиновников при царизме отличалось от сегодняшнего разве что более скромным размахом… И видишь также, что это не только у тебя в стране: люди слабы, и вне зависимости от религии, общественного строя или цвета кожи многие, услышав звон монет, делают всё, чтобы монеты эти попали поскорее в их карман.

Не всё в действии показалось гладким, кое-какие места затянуты, но бурлеск Ароновой с интонациями сегодняшних инстаграмщиц – особ с усталыми губами и пустыми глазами – заставляет забыть о придирках. Да и неглубокий я знаток театра, всё вращается вокруг «нравится – не нравится – классно», чтобы давать какие-то оценки.

-4

Но произнесенные Николаем Васильевичем два века назад слова «Русь, куда несешься ты? – Не дает ответа», к сожалению, остаются не отвеченными и сегодня. И думаешь, что «Мертвые души» — это, отчасти, и о тех, кто внешне сегодня только кажется живым…

#театр вахтангова

#мертвые души

#мария аронова

#гоголь