3 октября 1648 года 315 человек из 116 городов России приступили к одному из самых важных государственных дел 17 века. Хотя, на самом деле, не будет ошибочным сказать, что важность этого события охватывает более обширный период времени. Что же происходило? В тот день начались слушания проекта кодекса законов Русского царства, который все мы знаем под названием «Соборное уложение». Жить по этим законам в дальнейшем страна будет без малого двести лет — новым кодексом озаботится только император Николай I. Так что законы, принятые еще при царе Алексее Михайловиче, втором из правящих Романовых, пережили и его самого, и бурную эпоху преобразований Петра I, и беспокойные дворцовые перевороты, и просвещенный век Екатерины II, и решившего все поменять Павла I, и благословенного Александра I. Конечно, дополнительные акты постоянно выпускались, но никто из этой череды правителей, так до конца и не занялся вопросом усовершенствования, по сути, главных законов, по которым жило государство. Неужели они были приняты столь точно, что могли грамотно встраиваться в жизнь страны еще долгие десятилетия?
Сегодня поговорим о том, как принимался документ и по каким же законам жили люди того времени.
Считается, что девятнадцатилетний царь Алексей Михайлович предпринял этот важный шаг по принятию Соборного уложения не без помощи патриарха Иосифа, который был ему «в отца место». Конечно, последний сборник законов, Судебник 1550 года был принят ещё при Иване Грозном. С тех пор накопилось столько указов, зачастую противоречащих друг другу, что пора было навести порядок. К тому же многие акты рассылались сразу по ведомствам, которые друг другу их не передавали, отсюда могло пойти незнание большой части законов. Хотя события, которые этому предшествовали, сыграли, вероятно, более важную роль.
На фоне отсутствия внятных и общих для всех законов чудовищно разрослись коррупция и наглость высших чиновников, особенно приближённых к государю. В стране неоднократно случались бунты, отчего время правления Алексея Михайловича прозвали Бунташным. 1 июня 1648 года граждане пытались подать челобитную о таком ужасном к ним отношении со стороны знати лично царю. В ответ стрельцы разогнали толпу, арестовав 16 человек. На следующий же день собралось в десять раз больше народу, они уже требовали показательных расправ над коррупционерами. К восстанию присоединились и некоторые не самые богатые дворяне.
Начались жестокие расправы. Глава Земского приказа Леонтий Плещеев был забит ударами дубины, «подобно собаке», его голову пропитали водкой, насадили на кол и подожгли. Растерзан был и начальник Пушкарского приказа Пётр Траханиотов. Жестоко убили думного дьяка Посольского приказа Назария Чистого.
Одним из требований народа было созвание Земского собора для принятия новых и упорядочения старых законов. И царь пошел навстречу бунтовщикам. На фоне этих выступлений Алексей Михайлович объявил, что специально созданная комиссия займется пересмотром всего законодательства в стране и создан новый свод, который будет удовлетворять все слои населения. Весть об этом моментально стала достоянием иностранных наблюдателей.
Соборным уложение назвали, потому что оно было принято специально созванным Земским собором, несмотря на то, что на самом акте никакого наименования не стоит. Также его называли по привычке «Судебник» и «Уложение всяких судных дел». С 1681 года стали добавлять год принятия законов.
Документ обсуждали представители всех сословий, кроме крепостных крестьян. Это было до крайности неожиданно. Народные представители не только могли голосовать за предложенный им проект, но и внесли в него существенные поправки. Возглавлял работу князь Одоевский.
Приступили к работе 3 октября 1648 года, а уже через четыре месяца в предисловии Соборного уложения появилась запись: «Совершена книга сия лета 1649 генваря в 29 день». Значит, все принятые акты были окончательно утверждены.
8 февраля 1649 года Соборное уложение царя Алексея Михайловича вступило в силу.
Это был первый на Руси и один из первых в мире всеобъемлющий сборник нормативных актов, охватывающих как уголовное, так и гражданское право.
Оригинал Уложения был напечатан на 959 листах бумаги (так называемых «столбцах»), склеенных в длинный рулон. Внизу расписались все 345 делегатов Собора, а поперек каждой склейки - дьяки, чтобы никто не мог вытащить и подменить какой-нибудь лист.
Для судов и приказов изготовили 2400 копий в виде книг. Их разослали по всей государственным учреждениям, чтобы каждый чиновник мог ознакомиться и донести до граждан любой закон.
В Уложении было 25 разделов и 968 статей. Первая глава посвящалась преступлениям против религии, вторая и третья - преступлениям против монарха, далее следовали коррупция, фальшивомонетничество, порядок судопроизводства, права и обязанности разных категорий подданных, и лишь в конце - преступления против личности и частной собственности.
Закреплялась форма правления - монархия, а также статус главы государства - наследный царь. После Смутного времени это было важнейшее решение.
Смертная казнь теперь предусматривалась в 55 статьях и применялась в 60 случаях. В том числе, например, за употребление табака. Особо часто как метод казни описывали сожжение: в срубе, в железной клетке, на открытом костре и даже копчение на медленном огне. За особо тяжкие государственные преступления Уложение предусматривало четвертование, фальшивомонетчикам - заливание в горло расплавленного олова. Женщин-мужеубийц закапывали по шею в землю и оставляли так, пока не умрет. Особо оговаривалось, что их следует «казнить без всякия пощады», даже если за виновную станут просить дети. Для сравнения: мужчине за убийство жены давали всего год тюрьмы.
За убийство родителей детям полагалась смертная казнь, а родителям за убийство детей любого возраста - год тюрьмы и церковное покаяние. Детей по жалобам родителей наказывали кнутом, а если дети жаловались на родителей, то били кнутом их же - чтобы не жаловались.
Также смертной казни подвергался мусульманин, который насильно или обманом обращал православного в ислам. А принявшего новую веру следовало отправлять к Патриарху для покаяния и возвращения в лоно христианской церкви.
Уложение установило брачный возраст в 15 лет для мужчин и 12 лет для женщин. Вообще мужчины с 15 лет по этому документу считались дееспособными, могли владеть вотчинами, принимать на себя кабальные обязательства, но только с 20 лет могли свидетельствовать в суде. Женщинам же позволялось заключать сделки, только если они стали вдовами. Также жена после смерти мужа могла потребовать приданое назад.
Официально узаконивались пытки подозреваемых, в том числе в незначительных преступлениях вроде мелкой кражи или самогоноварения.
Денег на прокорм заключенных из казны не выделялось, их должны были содержать родственники. Одиноких водили под конвоем просить милостыню.
Человека, пересекшего границу без проезжей грамоты от воеводы, по возвращении наказывали кнутом.
Предписывалось за преднамеренное членовредительство причинить виновнику аналогичное увечье плюс оштрафовать его на 50 рублей.
Убийство пойманного на месте преступления вора не наказывалось.
Следствие по уголовным делам поручалось выборным губным старостам.
Уложение отменило так называемые «15 урочных лет», разрешив помещикам разыскивать и возвращать беглых крепостных без срока давности.
Посадским людям (то есть городским торговцам и ремесленникам) запретили по своей воле менять место жительства.
Уложение несколько смягчило институт холопства: отныне продать в кабалу за долги или от беспросветной бедности человек мог только самого себя, его дети, даже еще не родившиеся, оставались свободными.
Соборное уложение стало первым печатным памятником русского права. До него принятые законы оглашались на площадях и храмах, что помогало в дальнейшем интерпретировать услышанное по-разному.
В литературе можно найти упоминания о том, что в допетровской Руси под страхом жестоких кар запрещалось, например, играть с собаками, разглядывать полную луну или купаться во время грозы. Возможно, на сей счет существовали неписаные обычаи, но в Соборном уложении таких статей нет.
До 1832 года этот документ был главным в Российском государстве. Свиток с Соборным уложением в изготовленном при Екатерине II серебряном футляре сегодня хранится в Оружейной палате.